Без меня - Фото №0
Без меня - Фото №1
Без меня - Фото №2
Без меня - Фото №3
Без меня - Фото №4
Time Out

«Без меня». Любовь и смерть

Кира (Полина Максимова) и Ксюша (Любовь Аксенова) ненавидят друг друга — не без причины: когда-то вторая увела у первой молодого человека (Риналь Мухаметов). Однако девушкам приходится вновь встретиться лицом к лицу, когда после внезапной смерти любимого мужчины обеим начинают приходить смс-ки с его номера. Что это: розыгрыш, коллективная галлюцинация или правда привет с того света? Героиням ничего не остается, как отправиться в совместное путешествие в поисках разгадки.
 
Синопсис нового фильма Кирилла Плетнева («Жги!») примерно отражает интонацию происходящего на экране. Технически перед нами сентиментальная мелодрама о двух девицах, которые не видят ничего дальше своего мужчины. Всю картину они только и делают, что думают о нем, вспоминают, проклинают и вновь обожают — в общем, буквальным образом воплощают собой представление о «любви до гроба» (и даже после). Вот только мужчина, о котором весь сыр-бор, не то чтобы ахти! Он не просто сыгран звездой Риналем Мухаметовым максимально необаятельно (после «Временных трудностей» у актера начинается формироваться нехилое отрицательное амплуа), но и ведет себя как настоящий эгоист и манипулятор: откровенно давит девушек своим авторитетом и практически плюет на чувства близких ему людей.
 
Для автора сценария Дарьи Грацевич («Измены») это уже второй после «Купи меня» фильм, в котором выведенные на первый план героини то ли смеха ради, то ли по какой-то неведомой глупости выставлены исключительно объектами мужского внимания. Они не лишены саморефлексии, но за рамки этого узкого диапазона не выходят. Аксеновой и Максимовой, которые с разной долей остервенелости вгрызаются в доставшиеся им партии, практически нечего играть, но даже в этом ограниченном пространстве они умудряются вдохнуть в свои образы что-то живое. То же можно сказать и о самом Плетневе, который единолично закрывает собой дыру в персонажах второго плана.
 
Хотя к подлинно живому фильм, конечно, имеет опосредованное отношение. Уже начальный твист с смс-ками намекает на определенную долю сказочности происходящего, вторя лучшим голливудским образцам жанра. Заканчивается же история и вовсе каким-то сновидением на берегу безымянного моря, напоминающим лимб из нолановского «Начала», куда попадали герои, провалившиеся в забытье. Забытьем немного отдает и сам фильм, большую часть времени словно забывающий (или забивающий на) реалии обычных людей. Все эти красивые герои неясных профессий, ездящие на BMW с откидным верхом под «Мумий Тролль» и живущие в Москва-Сити, выглядят немного смешно, если не оскорбительно, по отношению к персонажам, например, фильмов Мещаниновой и Хлебникова. Да, авторы наполнили их искренними эмоциями, сделали чувствующими и способными на сострадание, но одной чувственности мало для кино. Отбросив социальный аспект, «Без меня» оказалось на порядок площе, чем оно могло бы быть при обратном раскладе.
 
И все же переквалифицировавшийся в режиссеры Плетнев, выстреливший в прошлом году музыкальной драмой «Жги!», скорее подтверждает репутацию одного из немногих российских постановщиков, способных снимать доступное зрителю кино чуть глубже продуктов телеканалов «Россия» и «Домашний». Смешивая жанры, полагаясь на сценарные клише и в нужный момент отбрасывая их, он выводит что-то узнаваемо свое, и некий позитивный авторский элемент сквозит даже в не способной избежать общих мест истории о примирении со смертью. Хотя транслировать здоровые ценности в нашем коммерческом кино до сих пор еще не научились.
 

 

Спецпроект

Загружается, подождите ...