Клуб «Школа» - Фото №0
Клуб «Школа» - Фото №1
Клуб «Школа» - Фото №2
Клуб «Школа» - Фото №3
Клуб «Школа» - Фото №4
Клуб «Школа» - Фото №5
Time Out

«Клуб Школа». Космос, девочка и мама

Мама родила Лиама едва ли не в четырнадцать, и теперь всеми силами старается оградить его от ужасов школьной жизни. Парень находится на домашнем обучении и готовится поступить в Кембридж, чтобы изучать астрономию у самого Стивена Хокинга. Но в день, когда Лиам сдает тесты в старшей школе, он встречает прекрасную девушку с одной ногой — и все планы летят к черту.

Подростковое кино, попадающее на наши экраны — это в основном стандартные истории про «избранных»: сказочный антураж, буйный экшен и сладостное чувство поглаживания чувства «я не такой, как все». Тем ценнее фильм Кайла Райдаута, в центре которого история социализации в обычных обстоятельствах. Другое дело, что у нас они мало кому будут понятны: в России домашнее обучение практически отсутствует, между тем как в Америке много лет ломают копья на тему его полезности. Ведь учат-то — родители, и контакт между детьми и миром, от которого их по разным причинам стараются уберечь, сводится к минимуму. 

Собственно, вокруг этого все и вертится в «Клубе Школа» — вокруг конфликта между домашним мирком и большим миром, построенным по крайне странным законам. Райдаут оригинально сочетает любимые темы подросткового кино: контакт с инопланетянами, особость и взросление — фокусируя их все на Лиаме, который много что знает про устройство космоса и совсем ничего про девчонок, хулиганов, танцы и парадоксальный идиотизм обыденности. Словно пришелец, под чужим, да еще девчоночьим именем герой внедряется в класс обычной школы и начинает жить там невероятной жизнью, пытаясь удалиться от матери и приблизиться к девочке. И пусть предел его мечтаний — потрогать искусственную ногу и услышать историю о том, как это вообще вышло. Пусть мама, родившая его еще совсем девчонкой, остается Лиаму лучшим другом и сама учит его правильно бунтовать. Дело установления границ, поиска друзей и собственного «я» оказывается ужасно сложным занятием. 

Эти границы в фильме ощутимы почти физически — как красные шерстяные нитки, которые то натягиваются, то опадают. Имя, которым тебя назовут, кабинка, которую тебе отведут, список занятий, которые ты обязан посещать, социальные условия, которые обязан соблюдать — Лиам будет пробовать все это на прочность, на глаз, на вкус. И вместе с ним точно так же будет мотать зрителя. В этом смысле особенно интересна роль Джуди Грир, которая играет на аккуратной грани между девчонкой-сверстницей и матерью — но грань эта так тонка, что, не будучи инопланетным пришельцем, поневоле ждешь чего-то скандалезного. Их дуэт с Дэниэлом Доэни, который дебютирует в полнометражном кино, удивительно органичен, каждая сцена наполнена настоящим теплом и юмором, и по мере движения к финалу Клэр с ее стремлением отпустить все-таки своего пришельца в большой мир вызывает все больше симпатии. 

Нелепое, забавное, добродушное — кино Райдаута рассказывает о важных вещах так, как мы не особенно привыкли, на материале, который не слишком-то понятен в силу разницы реалий. В его нелепых ситуациях легко заблудиться. Его провокации легко поддаться. И все-таки это кино, которое действительно хорошо посмотреть многим: поданная в «Клубе Школа» метафора созависимости, отделения не только от родителей, но и от навязанных стандартов выглядит временами мучительной, временами жутковатой — и все же естественной.  В конце концов, какой бы причудливой ни была жизнь, в ней всегда есть место любви, юмору, пути вперед и хорошему финалу — как бы ни хотелось думать обратное в шестнадцать лет… или в шестьдесят.