Великий уравнитель-2 - Фото №0
Великий уравнитель-2 - Фото №1
Великий уравнитель-2 - Фото №2
Великий уравнитель-2 - Фото №3
Великий уравнитель-2 - Фото №4
Time Out

«Великий уравнитель 2». Великий усыпитель

Антуан Фукуа из тех режиссеров, с которыми хорошо играть в русскую рулетку: он может снять «Лешву», а может «Падение Олимпа». Сделать с этим ничего нельзя, только смириться — а лишь смирение позволяет досмотреть до конца второго «Великого уравнителя», которого, честно говоря, лучше бы не было. 

Серьезно: необходимость этой картины вне вопроса о кассовых сборах стремилась к нулю уже на уровне замысла. Проблема была в первом фильме, вся прелесть которого заключалась не в противостоянии героя-одиночки и мафии — а в личности этого героя. Фукуа замечательно умеет паковать своих персонажей в сюжетные обертки, чтобы в итоге предъявить нам нечто не то чтобы неожиданное, но интересное. Именно так был снят «Левша», который по сути рассказывал историю мужчины, вынужденного повзрослеть чуть не на пороге сорокалетия. Точно так же был сделан «Великий уравнитель» — фильм о человеке, который любит убивать. Не за правое дело, а в принципе, как процесс. Предъявив нам эту истину о Роберте Макколле в изумительно поставленных сценах финальной бойни, Фукуа сказал все, что мог — и все, что было по-настоящему интересно. 

Повторять это не имело никакого смысла. Оставалось надеяться только на бойню: красивую, зрелищную, кровавую, с размахом — все, как мы любим, но редко теперь получаем. И если бы «Великий уравнитель 2» исполнил на бис номер со строительным гипермаркетом, Фукуа стоило бы носить на руках. К сожалению, руки придется поберечь для того, чтобы воспитанно прикрывать рот во время зевка. Сиквел медленного, но все-таки напряженного боевика с идеальной кульминацией превзошел первый фильм только в том, что стал еще медленнее. Он идет те же самые два часа, но для зрителя это время тянется, как два месяца. 

Фильм перегружен подробностями жизни  Макколла, его беседами с пенсионером, черным соседом-школьником и коллегами по бывшей службе. Все это, по идее, должно бы создавать какой-то единый образ героя. Но ничего подобного не происходит, поскольку Фукуа сказал все четыре года назад, и добавить тут явно нечего. В результате его голем распадается на части даже в финале, где технически все линии сведены в одну. А что же драки? О, они присутствуют. Благодаря привычке Макколла засекать время на карательные операции — мы можем даже посчитать их удельный вес в фильме: около пятнадцати минут. Пятнадцать минут файтинга, к тому же не слишком-то удачного — на два с лишним часа печальной музыки, поездок на такси,  педагогических опытов с пистолетом и растворителем, а также предсказуемого детектива и хромого на обе ноги саспенса. 

Спастись тут нечем. Даже Дэнзел Вашингтон, который первое время еще выглядит интересным в роли спокойного страшного парня, в конце концов сдает позиции. Рыхлая структура, полное отсутствие интриги и общая серость тянут второго «Великого уравнителя» на дно, а зрителя в сон. Любитель драмы после этого фильма просто обязан выпить в какой-нибудь нуарной обстановке, напоминающей о тленности бытия. А любитель боевика — пересмотреть… нет, не первую часть, а «Защитника» Боаза Якина, где было очень похожее настроение вселенской печали и опекун-мордобоец. Только выглядело это, при всей фантастичности сюжета, гораздо осмысленнее и бодрее.