Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства

О выставке

Пушкинскому музею передали здание бывшего Института философии. Событие отметили отличной выставкой медиа-арта, собрав вместе 19 работ молодых россиян и международных звезд.

В «Доме впечатлений» нет ничего от традиционного музея. В здании бывшего Института философии оказываешься как будто вне времени. Вокруг старый паркет, облупившиеся стены и перешедшая ГМИИ в наследство источенная короедом мебель. Философия съехала, но ее дух, кажется, до сих пор витает в воздухе: организаторы бережно его сохранили, а художники использовали предметы, найденные в покинутом учеными здании, в своих работах.

Ксения Перетрухина, например, на двух этажах создала огромный лабиринт из старых пустых книжных шкафов. Внутри него сумрак и тишина, шкафы упираются в высоченный потолок, а путь среди них, кажется, никогда не закончится.

Дина Караман делает частью своей работы вид из окна: инсталляция «Деревья в сквере усадьбы Голицыных» предлагает сесть в кресло спиной к окну во двор и вглядеться в стоящее напротив зеркало – там будут отражаться раскачивающиеся на ветру деревья, а еще экран стоящего на подоконнике телевизора и закольцованные на нем архивные видеозаписи.

Обратиться уже не к зрению, а к слуху предлагает работа Юрия Календарева – самая эфемерная на выставке: в центре пустого бального зала, на потолке которого сохранились остатки лепнины, можно почувствовать «кокон», созданный из звуков низких частот – они ощущаются смутной вибрацией в теле.

Устав в середине осмотра, можно отправиться в зал с работой Тани Ахметгалиевой, лечь на диван и уставиться в потолок. Там среди лепнины показывают видеоинсталляцию, посвященную истории одной из жительниц усадьбы – «Ночной принцессы» Авдотьи Голицыной. Из-за предсказания гадалки о том, что она умрет во сне, княгиня не спала по ночам. Таня Ахметгалиева представляет, как в бессонные ночи та лежала и смотрела в потолок. Сейчас на нем – видеокалейдоскоп, состоящий из видов сада, открывающихся с балкона этой же комнаты.

Другой сад на выставке – «Водный», его создали Криста Зоммерер и Лоран Миньонно. В середине зала они подвесили горшки с цветами. Внутри спрятаны детекторы: когда к ним приближается человек, экран, занимающий одну из стен комнаты, оживает – на нем расцветают проекции виртуальных водных растений.

Еще одна работа, которая не может существовать без зрителя, – инсталяция культового американского художника Брюса Наумана. Он построил узкий коридор – кажется, еще чуть-чуть, и в нем можно застрять. В конце расположены два монитора. На одном – изображение смотрящего на него зрителя со спины, а на другом – та же самая картинка, но человека на ней вообще нет. По словам организаторов, в результате зритель должен испытывать тревожный опыт удвоения и перемещения.

Правда, о снятии тревоги от соприкосновения с неизвестным и непонятным медиаискусством организаторы тоже позаботились. Летом в усадьбе Голицыных будет проходить образовательная программа. Художники и кураторы расскажут про «внутреннее зрение», «границу искусства и языка» и «мышление образами» и, кажется, сделают медиа-арт ближе и понятнее.