Москва
Москва
Петербург

Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства

Пушкинскому музею передали здание бывшего Института философии. Событие отметили отличной выставкой медиа-арта, собрав вместе 19 работ молодых россиян и международных звезд.

В «Доме впечатлений» нет ничего от традиционного музея. В здании бывшего Института философии оказываешься как будто вне времени. Вокруг старый паркет, облупившиеся стены и перешедшая ГМИИ в наследство источенная короедом мебель. Философия съехала, но ее дух, кажется, до сих пор витает в воздухе: организаторы бережно его сохранили, а художники использовали предметы, найденные в покинутом учеными здании, в своих работах.

Ксения Перетрухина, например, на двух этажах создала огромный лабиринт из старых пустых книжных шкафов. Внутри него сумрак и тишина, шкафы упираются в высоченный потолок, а путь среди них, кажется, никогда не закончится.

Дина Караман делает частью своей работы вид из окна: инсталляция «Деревья в сквере усадьбы Голицыных» предлагает сесть в кресло спиной к окну во двор и вглядеться в стоящее напротив зеркало – там будут отражаться раскачивающиеся на ветру деревья, а еще экран стоящего на подоконнике телевизора и закольцованные на нем архивные видеозаписи.

Обратиться уже не к зрению, а к слуху предлагает работа Юрия Календарева – самая эфемерная на выставке: в центре пустого бального зала, на потолке которого сохранились остатки лепнины, можно почувствовать «кокон», созданный из звуков низких частот – они ощущаются смутной вибрацией в теле.

Устав в середине осмотра, можно отправиться в зал с работой Тани Ахметгалиевой, лечь на диван и уставиться в потолок. Там среди лепнины показывают видеоинсталляцию, посвященную истории одной из жительниц усадьбы – «Ночной принцессы» Авдотьи Голицыной. Из-за предсказания гадалки о том, что она умрет во сне, княгиня не спала по ночам. Таня Ахметгалиева представляет, как в бессонные ночи та лежала и смотрела в потолок. Сейчас на нем – видеокалейдоскоп, состоящий из видов сада, открывающихся с балкона этой же комнаты.

Другой сад на выставке – «Водный», его создали Криста Зоммерер и Лоран Миньонно. В середине зала они подвесили горшки с цветами. Внутри спрятаны детекторы: когда к ним приближается человек, экран, занимающий одну из стен комнаты, оживает – на нем расцветают проекции виртуальных водных растений.

Еще одна работа, которая не может существовать без зрителя, – инсталяция культового американского художника Брюса Наумана. Он построил узкий коридор – кажется, еще чуть-чуть, и в нем можно застрять. В конце расположены два монитора. На одном – изображение смотрящего на него зрителя со спины, а на другом – та же самая картинка, но человека на ней вообще нет. По словам организаторов, в результате зритель должен испытывать тревожный опыт удвоения и перемещения.

Правда, о снятии тревоги от соприкосновения с неизвестным и непонятным медиаискусством организаторы тоже позаботились. Летом в усадьбе Голицыных будет проходить образовательная программа. Художники и кураторы расскажут про «внутреннее зрение», «границу искусства и языка» и «мышление образами» и, кажется, сделают медиа-арт ближе и понятнее.

27 мая 2016,

Еще по теме

Александр Ней: «Многословность — признак слабости»

Александр Ней: «Многословность — признак слабости»

В музее «АРТ4» открывается выставка скульптора Александра Нея, за границей известного гораздо лучше, чем на родине. Пользуясь случаем, Time Out поговорил с ним об учителях, вставляющих палки в колеса, о страхе быть неталантливым и о влиянии повестей Диккенса на духовную жизнь.

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация