Москва
Москва
Петербург

«Оксюморон». Леонид Сохранский

«Оксюморон» — это не только сочетание несочетаемого, но и первая за последние 5 лет в Москве персональная выставка скульптора Леонида Сохранского.

Что такое «оксюморон» и почему именно такое название дал автор своей выставке? «Оксюморон» — это нарочитое сочетание противоречивых понятий, сочетание несочетаемого. Оксюморон – это Россия, умом которую, как говорится, не понять. В своем творчестве Леонид Сохранский много рассуждает на тему России, создавая пространственные произведения-скульптуры, объекты и инсталляции, на философскую, литературную и историческую темы.

На выставке в арт-центре Exposed будет представлено три скульптурные серии разных лет: одна посвящена знаменитым памятникам российским императорам (2015), украшающим Санкт-Петербург, другая — московским ландшафтам (2011) и третья — символическим объектам (2011).

Моделью для одной из инсталляций в серии символических объектов — Хлеба (2011) — стал обычный батон «нарезного» белого хлеба, продукт, который в нашей культуре символичен, причем странным образом. Он одновременно обозначает и достаток, и голод… Хлеб исторически — символ жизни. И в то же время — еда бедняков. «Хлеба» Леонида Сохранского — это пространственный натюрморт — стол, буквально заваленный разной хлебобулочной продукцией: батонами, круассанами, бубликами, булочками и кексами. Гипсовые слепки с реальных форм покрашены золотой краской и обклеены разноцветными стразами. Художник синтезировал два образа правящих миром — денег и пищи. Получилась скульптурная обманка: в простых узнаваемых формах заключена сложносочиненная начинка.

Еще один «золотой» символический объект — «Удавка» (2011) — также создан как некая ирония к безумию происходящего в России. В скульптурной серии, посвященной знаменитым памятникам императарам Петру I, Николаю I и Александру III, он сталкивает великое и фатальное, реальное и абстрактное. Классическая конная статуя трансформируется в некий симбиоз природных форм, сплетающих в одно целое человека и животное. Так создался немного странный образ империи, которая как буд-то бы пытается возродиться, но у нее не совсем получается. Он сочетает в себе прошлое и будущее, отсылая нас к реальному памятнику, т.е. уже состоявшемуся факту. А художник предлагает нам пофантазировать, какими бы эти монументы могли быть. Что за неведомая сила заставила памятники так преобразиться? Что должно произойти с ними, чтобы они так сильно изменились внешне?

В серии, посвященной Москве (2011) Сохранский вновь загадывает нам загадку — что же случилось на самом деле? Городские ландшафты преобразились. Сами памятники узнаваемы, вот соборы Красной площади, вот Останкинская башня («Катушка»), но с почвой произошло нечто невероятное — она превратилась в сейсмически неустойчивую субстанцию с изгибами и сложными узорами, напоминающими то ли спутанный канат, то ли склеившуюся лапшу.

Дополняет эффект объект «Воронка», как будто скрученный из толстой веревки, а фантастические подсолнухи чередуются с матрешками в форме боевых гранат («Femme fatale»), вызывающие воспоминания о страшилках в жанре «детского» черного юмора. Кажется, все сейчас придет в движение и церкви буквально за секунды навсегда исчезнут под землей, телебашня рухнет, а воронка начнет засасывать все, как черная дыра. Или, напротив, скоро все успокоится, и время поползет ровно и не спеша, словно улитка (второе название объекта с телебашней). А может быть это просто гипертрофированный образ города «на семи холмах», как называл такой пейзаж Иосиф Бродский, — «холмов морщины».

И, хотя, сам Сохранский, шутя, окрестил свой художественный прием «макаронами», также отмечает, что, создавая эти работы много думал о закрученности пространства во Вселенной («как будто нитку наматывают на катушку»), и о древнеримских жрецах-гаруспиках, определявших будущее по кишкам жертвенных животных, и о неисчерпаемой теме лабиринта, который по сути есть и искусство, и жизнь.

31 марта 2016
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация