Москва
Москва
Петербург

Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем

В Институте русского реалистического искусства работает выставка, посвященная теме транспорта в советской живописи. Time Out внимательно рассмотрел по одной картине каждого десятилетия с 1920-х по 1990-е, чтобы понять, как менялись образы самолета, поезда и автомобиля — символов мечты и будущего.

Константин Вялов. Милиционер. 1923

Виртуозной работе с композицией Константин Вялов учился у Василия Кандинского, Владимира Татлина и Аристарха Лентулова. Следуя их заветам, он скомбинировал элементы на холсте так, чтобы максимально четко передать главные идеи: неумолимость времени, за которую отвечает луна-циферблат, и непреклонность закона, которую символизирует жезл в руках постового. Небольшой кабриолет в левом нижнем углу здесь предстает символом движения. 

 

Александр Самохвалов. Портрет летчика. 1933

Ленинградский живописец Александр Самохвалов — известный создатель образов «героев своего времени». Вузовцы, спортсмены, труженики — новые боги и богини на его работах предстают сильными людьми с крепко сбитыми фигурами и воплощают волевое и действенное начало. Такой же и летчик на этом полотне: напряженно вглядывающийся вдаль, мужественный и решительный, он готов противостоять любому противнику. Металлические тона картины намекают на стальные нервы и характер героя, а резкий ракурс — метафора движения в будущее, как будто на покорение рубежей, лежащих по ту сторону холста.

 

Александр Дейнека. Стихи Маяковского. 1955

Железная дорога — еще один символ новой жизни: именно по ней в середине 1950-х миллионы людей отправились на освоение целины, а образы вокзала и поездов тогда стали особенно популярны. Герои Александра Дейнеки едут в электричке с томиком стихов Маяковского. Ушедшая в народ фраза «И жизнь хороша, и жить хорошо» из его «Октябрьской поэмы» отзывается в каждой детали картины: идиллический пейзаж за окном и улыбающиеся пассажиры в радостном предвкушении долгожданного отдыха создают атмосферу безмятежного счастья.

 

Георгий Нисский. Над снегами. 1964

Холодное темное небо, низкий горизонт, узкая полоса заснеженной равнины и вертикали сосен обозначают бескрайний северный ландшафт, на фоне которого проносится огромный реактивный лайнер. Главный контраст к нему — маленькая лошадка с санями в левом нижнем углу, которая служит выражением прошлого и средством задания масштаба: самолет рядом с ней становится свидетельством покорения человеком пространства и времени.

 

Андрей Плотнов. До свидания, земляне! 1979

«Я на всю жизнь запомнил день 2 февраля 1965 года, — вспоминал Андрей Плотнов. — Мой друг, близко знавший Юрия Гагарина, привез его ко мне, и я в один сеанс написал портретный этюд этого удивительного человека и, несколько позже, своеобразный натюрморт, на котором изобразил его космические доспехи». Потом, чтобы доработать картину, художник общался с членами семьи космонавта и ездил на родину героя в Гжатск. Юрий Гагарин изображен в первые минуты после возвращения на Землю. На его лице сияет улыбка — именно этот образ первого космонавта в красном скафандре стал символом победы в освоении космоса и одним из знаменитых брендов СССР.

 

Семен Файбисович. МКАД, из цикла «Рейсовый автобус». 1984

Работа-предчувствие скорого распада СССР и появления «новой России»: пассажирка автобуса смотрит в окно, за которым поле золотой ржи — универсальный образ идеальной Родины. Художник намекает, что этот образ остается неизменным уже не первую сотню лет, и даже на излете советской власти мечты о счастливой стране выглядят все так же, как во времена Шишкина. В окне, за которым колосится рожь, видны отражения — тени прошлого. Это метафора того, что отправиться в будущее налегке невозможно: груз истории и воспоминания, во многом это будущее и определяющие, отправятся туда вместе с тобой.

 

Александр Петров. Светофор. Начало 1990-х

Еще одна работа, посвященная ситуации неопределенности начала
1990-х: светофор горит сразу во все стороны, все пути открыты, что впереди — неясно. Поэтому герои работы стоят в нерешительности, не зная, какую дорогу и какое будущее выбрать. 

8 февраля 2016,

Еще по теме

5 главных выставок «Фотобиеннале 2016»

5 главных выставок «Фотобиеннале 2016»

Сегодня в Москве начался крупнейший международный фестиваль фотографии. В программе больше 40 выставок. Time Out отобрал самые интересные.

5 февраля — 11 сентября
Главные выставки 2016

Главные выставки 2016

Шедевры Ватикана в Третьяковке, семья Кранахов в ГМИИ им. Пушкина, авангард в Еврейском музее и еще 11 экспозиций, которые нужно увидеть в этом году.

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация