4 выставки: Ирина Затуловская, Комар и Меламид, Борис Турецкий, Леонид Пурыгин

О выставке

Больше 30 работ Ирины Затуловской, живопись классиков соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида, складни, живопись и скульптура примитивиста Леонида Пурыгина и графика нонконформиста Бориса Турецкого.

Первая экспозиция — работы Ирины Затуловской, созданные за последние 20 лет. В произведениях художника сильны исторические аллюзии: отсылки к традициям иконописи и народного искусства, а также к творчеству Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой периода «инфантильного примитивизма». В то же время, «радикальная простота» Ирины Затуловской соотносится с произведениями также представленного в АРТ4 нонконформиста Бориса Турецкого.

Основатели соц-арта, Комар и Меламид, переосмысляют всевозможные узнаваемые символы: начав в советское время с критики идеологии и образов власти, после 1991 художники переключились на иронизирование над демократией и обществом потребления. Авторы мастерски сопоставляют в своей живописи элементы, взятые, казалось бы, из разных миров и используют их в игровой, часто эпатирующей форме: например, в представленном произведении «Happy Mother's Day» 1985 года соседствуют тоталитарные символы — подобия свастик из цветов, крыс или канцелярских таблиц, — классический натюрморт и портрет в стилистике художника Владимира Вейсберга, а в работе «Мы» соединены советская красная звезда и коронованный младенец — экспонат кунсткамеры. Создание работ-ребусов и сталкивание в них казалось бы несовместимых образов становится способом их развенчивания и лишения символических смыслов, а для зрителей — опытом освобождения от идеологических стереотипов.

Третья выставка — графика классика российского нонконфомизма Бориса Турецкого, который одним из первых среди отечественных художников в 1950-х обратился к абстрактному искусству и стремился выявить в нем общие законы формотворчества. В экспозиции представлены произведения его первого нефигуративного периода конца 1950-х годов и работы цикла «Застолья» 1960-х - 1970-х.

Четвертая выставка в АРТ4 — деревянные складни, скульптура и живопись художника-самоучки и представителя ар-брют Леонида Пурыгина. Его работы — это мир индивидуальной космологии, а его центральная фигура — демиург «Леня Пурыгин из Нары. Гениальный». Альтер-эго художника окружают кочующие из работы в работу персонажи: Голубая женщина-ангел, регулярно спасающей героя из ада, и ее антипод «Пипа Пурыгинская». С героями соседствуют фантастические растения, животные, птицы и ангелы которые покрывают большую часть работ. Визуальные образы дополняют пересказы снов или строки-гимны, часто с грамматическими ошибками и ненормативной лексикой: они дополняют сотворенную Леонидом Пурыгиным живописную вселенную, полную любви и красоты. Как написал художник на одном из своих складней: «Бог — это Космос. Я — это Космос. Любовь — это Космос».