Москва
Москва
Петербург

Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка Валентина Серова. Time Out вспомнил восемь историй, которые стоят за главными работами художника.

 

Девочка с персиками. 1887

«Девочка» была написана в Абрамцево — имении Мамонтовых, друзей Серова. Художник вообще любил гостить у знакомых и часто оставался в их поместьях на многие месяцы. Во время долгой работы над этим портретом автор говорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное». Радость и свежесть действительно так и брызжут с полотна, но в реальности героиня работы умерла от пневмонии в 32 года — и это можно считать символом несчастливой судьбы многих клиентов Серова, которые после революции или эмигрировали, или остались в новой России и жили в нищете.

 

Портрет княгини Ольги Орловой. 1911

Несмотря на то, что портретами Серов зарабатывал на жизнь, он часто позволял себе иронизировать над своими моделями. Немалая доля сарказма кроется и в портрете княгини Ольги Орловой — хозяйки самого модного в Петербурге салона. Современники считали ее гордой и ограниченной женщиной, не отличавшейся ни особой красотой, ни высокими духовными качествами, и Серов разделял это мнение. Княгиню в этом случае можно только пожалеть: кроме того, что она немало заплатила автору за нелестный портрет, так ей пришлось еще и позировать художнику в течение 100 сеансов.

 

Портрет А. И. Абрикосова. 1895

Любой хороший российский художник по версии официального искусствознания должен быть образцом скромности, честности и других лучших моральных качеств. Однако Серов, кажется, не был таким занудой, каким его представляют составители подписей к картинам в Третьяковке, и обладал завидным чувством юмора. Например, его ученик Николай Ульянов вспоминает, что знаменитый предприниматель и благотворитель Абрикосов часто устраивал перерывы между сеансами позирования и «уходил завтракать в готическую столовую, откуда доносился запах еды и звон посуды, а затем выходил и по-ученому вел разговоры о Рафаэле». Серов в ответ на это написал герою письмо следующего содержания: «...Если Вы будете еще иметь дело с нашим братом живописцем, то советую Вам поступать так, как принято в “хороших домах”. Во время обеда некоторые господа сажают художника к себе за стол, а некоторые, которые попроще, отсылают его на кухню к прислуге, а голодного не отпускают».

 

Девушка, освещенная солнцем. 1888

Сотнями портретных сеансов художник мучил не только неугодных ему княгинь: героиня этой работы, двоюродная сестра Серова Мария Симонович, позировала для портрета больше трех месяцев. «Сеансы происходили по утрам и после обеда — по целым дням. Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь: он — удачным писанием, а я — важностью своего назначения. … В начале четвертого месяца вдруг я почувствовала нетерпение и сбежала в Петербург», — вспоминает девушка. Энтузиазм Серова понятен: во время работы над портретом художнику было только 22 года, он только что вернулся из путешествия по Италии и его переполняло «ощущение праздника жизни и света».

 

Портрет императора Николая II. 1900

Серов писал многих Романовых, а Николая II даже несколько раз. Один портрет, правда, остался незаконченным, потому что во время работы над ним Серов повздорил с императрицей Александрой Федоровной. Государыня нашла изъяны в изображении лица супруга и попросила их переделать, на что художник взорвался и, передавая ей палитру, предложил: «Может, Вы сами исправите, Ваше императорское величество?» После этого случая Серов с Романовыми больше не работал.

 

Портрет княгини Зинаиды Юсуповой. 1900–1902

Княгиня, которую, в противовес Орловой, все любили и хвалили, кроме ума, хорошего воспитания и доброты обладала еще и громадным состоянием и была самой завидной невестой России. Отец ее надеялся, что дочь сделает партию, но Зинаида решила по-своему и вышла за недалекого кавалергардского офицера Феликса Сумарокова-Эльстона. По словам исследователя Игнатьева, «неглупая и очаровательная супруга сделала карьеру этого заурядного гвардейца, но ума, конечно, ему придать не смогла». Серов написал портреты всех членов семьи Юсуповых, в том числе и двух сыновей Зинаиды. Один из них — Феликс — известен участием в убийстве Распутина. Мать поступок сына оправдала со словами: «Ты убил чудовище, терзавшее страну. Ты прав. Я горжусь тобой».

 

Петр I. 1907

«Обидно, что его, этого человека, в котором не было ни на йоту позы, слащавости, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. А он был страшный: долговязый, на слабых тоненьких ножках и такой же по отношению ко всему туловищу головкой... При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом...» — писал Серов про своего героя.

 

Портрет Иды Рубинштейн. 1910

Портрет знаменитой танцовщицы был представлен публике на выставке «Мира искусства» в Москве в 1911 году. Мнения о нем разделились: Репин назвал произведение «базаром декадентщины», сам Серов сообщил, что пытался создать аналог древнего рельефа. Позже искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что в нем стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин и исчерпывается в серовском совершенстве.

Фото: Третьяковская галерея, Wikimedia, Vserov.ru, Wikipedia

7 октября 2015,

Еще по теме

«Расширение пространства»

«Расширение пространства»

В ГЭС-2 проходит выставка проектов паблик-арта. В экспозиции 21 произведение: три из них уже реализованы, а еще семь скоро появятся в Москве, если удастся согласовать их с властями. Time Out выяснил, какими они будут.
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация