Москва
Москва
Петербург

Фронтир

Непростой и недешевый российский сайнс-арт — узоры моллюсков, превращенные в звук, и возможность получить сделанный на основании визуализированных запахов портрет.

Основанная куратором Дарьей Пархоменко экспериментальная площадка мгновенно стала заметной частью московского пейзажа. Не коммерческая галерея, не амбициозный выставочный зал — на фоне обильно плодившихся в тучные годы очень дорогих, придерживавшихся известных уже форматов сверстников она выделялась четкой, ясно сформулированной оригинальной программой, претендуя на нишу, которая никого больше не интересовала. Радовала стойкостью и эффектными проектами: в «Лаборатории» и прилегающем дворике то гром гремит, то воды текут, почти постоянно о чем-то многозначительно сообщают, мелькая огоньками, датчики — убеждая слабо подкованного в точных науках зрителя в строгой рациональности происходящего.

Расположившаяся в безлюдном переулке невдалеке от «Винзавода» «Лаборатория» работает в модном, но не слишком популярном в России направлении научного искусства. Привлекает художников и публику интеллектуальными сюжетами, громкими именами в активе — сотрудничество со множеством звезд, включая прекрасную Марину Абрамович, — возможностью расширить представления о реальности привычным методом — нажимая на кнопки. Регулярно демонстрируя консервативному городу передовые заграничные опыты — иногда напоминающие увлекательные фокусы, чаще — предлагающие задуматься о том, что искусство может рождаться из субстанций неуловимо тонких и очевидно сложных для всех, не уделивших биологии, технологии или кибернетике свою единственную жизнь, — Пархоменко упорно пытается укоренить непростой и недешевый сайнс-арт в российской почве. Результатам этих усилий большей частью и посвящена выставка.

Обозначив ее темой границу — плохо освоенные территории между давно разошедшимися, но время от времени вспоминающими друг о друге способами познания мира, — куратор показывает в первую очередь результаты сотрудничества, вдохновленного семинарами, дискуссиями, личным общением, — такие, как продолжающиеся опыты Сергея Шутова и нейробиолога Константина Анохина с голубями. «Министерство правды голубя мира» демонстрирует и регистрирует — в реальном времени и закрепляя на видео — реакцию птиц на мультфильмы о самих себе, которые они могут (если только захотят) видеть на установленных внутри станции наблюдения плазменных экранах.

На другой границе — с аттракционами — возможность зрителя получить собственный, сделанный на основании визуализированных запахов портрет (видимо, особенно интенсивный в летнюю жару) от группы «Куда бегут собаки». Датчики помогают дополнить стандартный фоторобот индивидуальными чертами. Невозможность окончательного знания представляет в виде постоянно меняющейся границы между морем и берегом Наталья Зинцова. И венец творения — технологическое искусство — показывает :: vtol:: (Дмитрий Морозов): используя раковины тропических моллюсков, считывает их узоры, чтобы превратить затем в звук. Непонятно и здорово — за что далекие от науки люди и любят «Лабораторию».

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация