Москва
Москва
Петербург

Сергей Параджанов «Дом, в котором я живу»

Многомерный феномен Параджанова представят на выставке фильмами мастера, фильмами о нем, картинами и объектами.

Пряная легенда Параджанова (1924–1990) удивляет и соблазняет. Странный человек, свободный не только от жестокой власти, но и от всех предложенных обществом «форматов» — официальных и неофициальных, — не был все же птицей небесной. Одни считали его диссидентом, другие — авантюристом. Власти проще было засунуть диковинное создание в тюрьму за мужеложство, добавив его легенде объема, а биографии — несколько новых, кого-то восхищающих, кого-то смущающих эпизодов.

И платил он за свою свободу полную, тюремную цену. Его художества, как и фильмы «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», — поэтичны, многослойны, изысканны, тягучи, избыточно прекрасны — настолько, что мозг взрывается и скулы сводит. Лауреат заграничных фестивалей, любимец советской интеллигенции считался гением при жизни — и сам разделял это мнение. Был экстравагантным и демонстративным, невероятно щедрым.

Повышенным вниманием он пользовался и со стороны правоохранительных органов — благодаря принципиально асоциальному образу жизни и слишком яркой окраске на тускло-сером фоне советской толпы, где даже выделяться старались деликатно — интонацией, а не обезоруживающей все чувства инаковостью.

Предки-антиквары одарили Параджанова вкусом к удивительным вещам, из которых у него получались произведения потрясающие. И жизнь его, и коллажи составлялись не то из мусора, притворяющегося драгоценным, не то из драгоценностей, притворившихся мусором. Путаница была художественным методом Параджанова, его способом существования — она разрасталась, становилась сложнее и достовернее. Из газетных вырезок, стекла, засушенных растений, хлама, вывезенного оптом из антикварной лавки, настоящих старинных вещей. Знаток фольклора, эрудированный историк, эксперт по антиквариату, он писал сценарии и картины, снимал фильмы, рисовал, делал керамику. А когда в тюрьме не было возможности рисовать и писать, выдавливал силуэты на крышечках молочных бутылок, изготавливал из чего угодно куколок, придумывал фантастические истории, сам становился героем других историй, немедленно превращавшихся в предания. Многомерный феномен Параджанова представят на выставке фильмами мастера, фильмами о нем, картинами и объектами, населяющими учрежденный в 1988 году, но открытый уже после смерти художника его персональный музей.

29 августа 2012,

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация