Москва
Москва
Петербург

«Пушкинскому» музею — 100 лет

В одном выставочном пространстве собраны произведения искусства, фотографии, документы и кинохроники.
Первая из юбилейных выставок посвящена истории музея: от строительства здания профессором Цветаевым до проекта архитектора Фостера, реализация которого идет в таком темпе, что может занять следующие сто лет: представлено светлое будущее неактуальным уже макетом, но другого пока нет. Впрочем, демонстрировать будут не только документальные материалы — старые фотографии и интересные документы, кураторы интригуют обещаниями показать и произведения искусства — не простые, а такие, что никто раньше не видел, хотя шедевров в музее вроде не так много и все наперечет, а пополнение новыми оставляет желать лучшего. Впрочем, музей этот давно уже существует по своим законам и правилам, а в них ежегодные «Декабрьские вечера» заменяют отсутствие внятных программ в течение остального года, скромные «частные коллекции» обозначают, что и ГМИИ известен источник, из которого кормятся все великие музеи, неудачные реконструкции маленьких домиков демонстрируют стремление к расширению собственных пределов, а имя знаменитого английского архитектора маркирует проект скорее скромный, чем яркий, неуловимо напоминающий московские торговые центры, заполонившие площади в нулевые годы.

Рассказать есть о чем — самыми существенными событиями истории музея за сто лет — кроме рождения здания, стала национализация, слегка потеснившая цветаевские слепки, одарившая музей главным его сокровищем — половиной собраний Щукина и Морозова. Менее ценным приобретением оказалось имя великого русского поэта — его даровали музею в столетний юбилей его смерти. Недолгое преображение в музей подарков Сталину остается самым темным пятном в истории. А в 1961-м в оправе шедевров ГМИИ засиял ценнейший бриллиант — бразды правления приняла на днях отметившая и собственный 90-летний юбилей Ирина Александровна Антонова. С тех пор ее совершенство затмевает все, что происходит в музее.

Несмотря на бурные эти события, непросто найти в мире музей, так же мало изменившийся за сто прожитых лет. То есть ровесников много — в начале прошлого века только совсем бедные города не обзаводились ложноклассическими зданиями, насыщая их чем-нибудь полезным для просвещения почтенной публики. Но все они, включая и годом старший уругвайский музей, давно отстроились, расширились, преобразились, следуют если не последним, то хотя бы каким-то модам. ГМИИ на их фоне — как динозавр, так давно и окончательно отставший от быстро текущей жизни, что, кажется, достоин сохранения в качестве уникального заповедника. Такой музей не только в западных столицах не встретить уже, но и на Востоке не сыскать. Разве что в глухой провинции.
15 февраля 2012,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация