Москва
Москва
Петербург

Ассаи

Петербургский рэпер и его группа играют джазовые версии своих лучших песен.
Однажды петербургский писатель Стогов искренне и пылко полюбил творчество петербургского музыканта Ассаи. И, как положено писателю, немедленно выставил чувства напоказ. То есть в своей книге. Цитировал, к месту и не очень напоминал, что «слушает Ассаи, петербургский хип-хоп». Акцент на происхождении не случаен — ведь за словом «петербургский» всегда тянется хвост из штампов: культурная столица, питерская инаковость, прогулки по Невской набережной под дождем. Тем более что до последнего времени творчество Ассаи легко встраивалось в этот ряд.

Впервые я его увидел лет так восемь назад. Перед концертом Ассаи сидел в уголке на пластмассовом стуле. Потому что «Третий путь», московский приют эстетствующих забулдыг и сильно пьющей интеллигенции, испокон веку справлялся без гримерок. В лучшие дни здесь пели «Колибри», «Оберманекен», группа «Корабль», но посетителям первого концерта Ассаи (тогда еще в составе группы Krec) в Москве вряд ли было до этого дело — это были рэперы (на нынешних концертах Ассаи в этом смысле многое поменялось). «Третий путь» видел всякое, но в тот раз просто трещал по швам. После чего группа Krec сразу подняла гонорар.

К группе Krec, а потом и к Ассаи, легко было клеить ярлык «невские романтики». Ведь они исполняли очень лиричные и возвышенные песни. Любили фотографироваться с томиком Бродского в руках. Но при этом оставались ребятами практичными — и всегда точно знали, когда пора поднимать гонорар.

Так что, когда спустя несколько лет и альбомов Ассаи из группы ушел, многие пожимали плечами — ведь гонорары существенно выросли. Вероятно, дело было не только в них. Оставшись один, из рэпера, строящего под джазовые семплы абстрактные рифмованные конструкции с неизбывной атмосферой страдания, Ассаи медленно превратился во фронтмена нормального рок-бэнда, исполняющего ритм-н-блюз в его изначальном понимании. Тексты тоже изменились, только настроение растянутой во времени трагедии никуда не исчезло.

Сольно Ассаи перестал делать рэп и будто совсем оторвался от земли: ведь рэп — это музыка о том, что вокруг нас, а в вышедшем на закате 2011-го альбоме «ОМ» нет ни одной привязки к месту и времени. Он проговаривает и пропевает слова, которые способны по воле слушателя наделяться непредсказуемым смыслом. Поверьте на слово, это феноменально крутая пластинка. Особенность которой еще и в том, что внятно объяснить ее крутизну невозможно.

Ассаи без церемоний говорит о коллегах по сцене: Гуф популярен — он пишет про торчков, а у нас вся страна торчит, это людям близко; Ноггано популярен — он пишет про гопников, а у нас вся страна гопники, это тоже людям близко. Следовать этой логике легко: Ассаи популярен — он пишет страдальческие песни для плаксивых поклонников и суицидальных поклонниц. Впрочем, ценник на концерт в «16 тоннах» таков, что мальчикам и девочкам пришлось бы довольно долго откладывать деньги с завтраков.

Ну и еще о финансовой стороне вопроса. Мы любим кричать: «Новое имя!», а потом это новое имя в год дает пять концертов. Ассаи из тех артистов, у которых нет публикаций, зато есть нормальная концертная экономика. И понятно, что это важнее, чем любовь журналистов.

Кстати, писатель Стогов тоже больше не в его фан-клубе — он творчество музыканта Ассаи разлюбил. Разлюбил после того, как последовательно выяснил, что у сочинителя трепетных песен карточка золотая, автомобиль дорогой, а телефон — дороже автомобиля. Если в первые два утверждения поверить при желании можно, то последнее остается на совести писателя. Вывод? Вывод один: молодой артист, каким бы романтиком он ни был, обязан демонстрировать стальную хватку, когда речь заходит о гонораре.

13 января 2012,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация