Москва
Москва
Петербург

Во Христе. Джотто в Москве

Иконы итальянского мастера XIII века, одного их первых художников, перешедших от двухмерного к трехмерному изображению.
Джотто чтят и чтили всегда — одни поколения ценили его реализм, другие — условность, кто-то видел в нем первого живописца, другие — завершающий торжественный аккорд средневекового искусства. Восславивший его Вазари писал: «Мы должны… быть обязанными Джотто… тем, чем художники-живописцы обязаны природе, которая постоянно служит примером для тех, кто, извлекая хорошее из лучших и красивейших ее сторон, всегда стремятся воспроизвести ее и ей подражать, ибо с тех пор, как приемы хорошей живописи и всего смежного с ней были столько лет погребены под развалинами войны, он один, хоть и был рожден среди художников неумелых, милостью Божьей воскресил ее, сбившуюся с правильного пути». В переводе на современный язык: Джотто обратился к реальности, после долгих веков интереса исключительно к потустороннему, увидел и воплотил прекрасный объемный мир вокруг себя. Сформулировать лучше Вазари пытались многие — и во времена, когда предшественников Джотто считали «грубыми и неумелыми», и позднее — когда оценили уже простоту и чистоту средневековых художников, в искусстве Джотто видели, вслед за Вазари, «возвращение к жизни», начало нового западного искусства, предчувствие Высокого Возрождения, волшебство, понять которое еще сложнее, чем описать.

Как про других средневековых художников, известно о Джотто немного — родился то ли в 1278-м, то ли в 1267-м, то ли в деревне недалеко от Флоренции, то ли в самой Флоренции. Далее следует легенда о том, как увидел знаменитый художник Чимбауэ рисующего пастушка и взял к себе в ученики, о том, как нарисованную им муху приняли за настоящую, — подобные популярные сказки были и остаются частью жизнеописания множества художников, и не только художников. Переезжая из одного города в другой, Джотто расписывал храмы, писал образа — один из них — эффектная, яркая, четко выписанная, очень значительная «Мадонна с младенцем и двумя ангелами»/«Маэста ди Сан Джорджо алла Коста», 1299, из музея церкви Санто-Стефано-аль-Понте, хранящаяся в Епархиальном музее со слегка обрезанной доско, — приезжает в Москву. Второй шедевр — полиптих церкви Санта Репарата. 1305–1310, из музея главного флорентийского собора, — тоже принадлежит к числу ранних работ мастера.

Хрупкие, нервно реагирующие на перемену обстановки древние доски редко перемещают. Обмен Рублева на Джотто — акция беспрецедентная. Как, впрочем, и весь Год Италии, без устали даривший возможность видеть признанные шедевры, фантастические сокровища. После странно (очевидно не в пользу российской стороны) организованного Года Франции и сосредоточившегося на искусстве ХХ века Года Испании выставки Караваджо и Джотто кажутся чудом, превзойти которое невозможно — некуда: соборы, виллы, фрески — вся остальная прекрасная Италия не транспортабельна.

1 декабря 2011,

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация