Москва
Москва
Петербург

Генри Мур и классический канон современной скульптуры

Музеи Кремля впервые демонстрируют публике столь масштабные и совершенно нефункциональные ценности.

Скульптор, работы которого украшают площади практически всех европейских столиц, в России лучше известен тем, кто в стародавние времена изучал антиформалистические исследования советских искусствоведов: им редуцированные головы и обобщенные формы персонажей Мура казались блестящим примером дегенеративного искусства. Единственная выставка Генри Мура в Москве открылась в августе 1991 года — сразу после путча, остановившего ящики с грузом на пару дней на границе. Неудивительно, что обратили на нее внимание немногие. Между тем влияние этого скульптора на пластический язык ХХ века так велик, что заметить его можно в работах его коллег по всем свету — в том числе у самых одиозных отечественных творцов. Упорный и последовательный Мур, преодолевая устаревшие каноны, гармонизировал собственные новации, объединяя в одном лице авангард и класси-

ку. Поверяя гуманистический пафос жестким анализом, не разрушая формы, он одним из первых впустил пространство в материал. В консервативной художественной Англии начала ХХ века Мур, возможно, был не самым смелым авангардистом, но самым решительным и мощным, затмевающим все другие фигуры, правда, не без государственной помощи: творчество ставшего художественным лицом обновленной послевоенной Великобритании мастера Британский совет без устали пропагандировал по всему свету. Чудом выживший после газовой атаки на фронте Первой мировой войны, Мур жил долго и скромно, работал тщательно — оставляя отпечатки, сам наводил патину на бронзу, отлитых после его смерти работ просто не существует. Все сохранившиеся принадлежат музеям и фонду, которые и одалживали произведения для выставки. Мини-ретроспектива из восьми десятков работ, в том числе двадцати рисунков, — смелая попытка полноценно представить все периоды творчества одного из самых масштабных скульпторов современности в небольших залах. Его работы требуют свободы и простора — как в поместье Перри Грин, где жил Мур, а теперь располагается фонд, которому он завещал большую часть того, что создавали ставил на лугах среди овец. На кремлевских лужайках они бы тоже неплохо смотрелись — но об этом пока невозможно мечтать, довольно и того, что Музеи Кремля, очевидно расширив репертуар, начинают показывать не только свои и чужие драгоценности высочайшего класса, но и искусство далеко не прикладного значения. И даже смогли установить «Семью» на площади — на режимном строго охраняемом объекте, которым является Московский Кремль.

Иллюстрация: Генри Мур «Две формы»

17 февраля 2012,

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация