«Как рассказывают историю детям в разных странах мира»
О мероприятии
Рассказ о всемирной истории на примере учебников разных стран.
Когда я была студенткой историко-филологического факультета, мы с отцом, кандидатом технических наук, вечерами вступали в долгие исторические споры. Я норовила ему доказать, что все его представления об истории искажены советской идеологией.
Отец же мудро замечал, что история — наука идеологическая по определению и истина в ней, в отличие от наук естественных, практически недостижима. Потом я и сама в этом убедилась, когда на старших курсах писала работу по источниковедению и занялась сличением русских и скандинавских летописей. Получалось, что летописцы описывали одно и то же событие с точностью до наоборот.
Примерно все это пытается втолковать читателям известный французский историк Марк Ферро на примере различных школьных учебников. Он, скажем, замечает, что в российской историографии сначала о Троцком не говорилось ничего, потом после развенчания культа личности Сталина про него стали аккуратно вспоминать, а позднее даже смягчили интонацию. Или приводит выдержки, что пишут «белые» учебники об африканском апартеиде. Возможно, 30 лет назад, когда вышла эта книга, она открыла кому-то Америку. Сейчас — вряд ли. В России, например, до сих пор мало известно, что думали крестьяне по поводу отмены крепостного права и так ли они этому обрадовались, как принято считать. И ничего, все с этим живут.