Детство. Отрочество. Юность

О событии

Дети разного достатка в исполнении художников разных народов в Пушкинском музее.

Художники большей частью любили детей — хотя бы за то, что они чем-то не похожи на взрослых: отличия же эти в разные времена мыслили по-разному. Самым важным казался то размер, то невинность, то родовитость, то скрытое до поры в хрупком теле великое будущее. При вечно меняющемся фокусе постоянным оставался интерес к малым сим, так что кураторам было из чего выбирать. Тем более что, не ограничиваясь традиционными живописью, скульптурой, графикой, они включили в экспозицию и фотографии, и детские рисунки, решили показать и современных подростков, и царственных младенцев, которым давно перевалило за пятьсот лет, и отечественных крошек, и иностранных сверстников. В общем, одна радость — звук в изобразительных искусствах использовать стали недавно, потому школу на переменке музейные залы напоминать будут только видом.

С помощью 19 музеев — в том числе таких знаменитых собраний, как мадридский музей Прадо, лондонская Тейт Модерн, парижский Орсэ, Дрезденская галерея старых мастеров, не говоря уже об отечественных провинциальных коллекциях — расскажут о том, как менялись представления о начальных этапах жизни и становления человеческой личности.

Юные боги, горделивые принцы, принцессы, великие и простые князья, благополучные дети художников и их знакомых, романтические оборванцы, талантливые вундеркинды, кутающаяся в пеленки мелочь и обдумывающие житие подростки привлекали внимание разных художников. И пусть все дети равны в своей трогательной прелести и захватывающих перспективах взросления, «Дети короля Карла I» Антониса ван Дейка или «Дети, надувающие бычий пузырь» Франсиско Гойи, «Девочка с кошкой» (портрет Жюли Моне) Ренуара, «Портрет Клары Серены Рубенс» Рубенса все-таки явно равнее других. Встреча с ними может отвлечь от исследования произведений второстепенных и малоизвестных авторов — и напрасно: в ГМИИ собирают множество вещей редких, частью курьезных, обычно хранящиеся в запасниках произведения российских знаменитостей. А уж заключительный раздел — о том, как детские упражнения повлияли на искусство, — рассчитан явно на взрослых.