Москва
Москва
Петербург

Йохен Герц и Юрий Лейдерман "Место памяти"

Рассуждения на актуальные темы войны и памяти о ней.

На унылом юбилейном фоне, где самым живым элементом привычного действия стала дискуссия о сталинских портретах, вешать — не вешать, выставка ГЦСИ кажется светочем разума.

Пробиваясь сквозь горы пропагандистского мусора и тонны лапши, два художника интересуются тайнами коллективного сознательного: Герц демонстрирует повышенную ответственность, Лейдерман — шутовскую честность. Родившийся в Германии в 1940-м, Йохен Герц принадлежит к тем, кто получил в наследство грех войны, хотя каяться поколению-1968 вроде не в чем. Но боль жертв фашизма и расизма стучит в его сердце. И раскрывается во взаимодействии с публикой, реакцию которой Герц и считает истинным произведением искусства. Чтобы незнакомым с творчеством заслуженного автора стал яснее его метод, в отдельной комнате покажут фильм о других его проектах, не вмещающихся ни в зал ГЦСИ, ни в привычные рамки отечественного искусства.

В вошедшей в экспозицию видеоинсталляции «Маленькое время» Герц задает известным людям один и тот же вопрос: «Если бы памятник убитым евреям Европы стал не отражением исторического факта, а выражением ваших личных чувств — каким был бы ваш голос?» Опрос пытливого художника сопровождался скандалами, монумент в результате так и не возвели, а завершающее проект видео ни вопрос, ни ответы не сохранило — только спонтанную реакцию людей, столкнувшихся с необходимостью лично реагировать на ужасы полувековой почти давности.

Юрий Лейдерман с инсталляцией «Отец Анны Франк и грибы расширения сознания» доводит не слишком известный в России сюжет до понятного каждому уровня не то теле-, не то кинопостановки. Оказавшемуся в декорациях из множества портретов девочки, ставшей лицом шести миллионов погибших евреев, зрителю предлагают переодеваться в азиатские костюмы, играть с раскрашенными грибами. Можно выстраивать ассоциативные связи, можно спастись из ловушки, став другим, сменив окраску, отказавшись от себя. Проще расслабиться — ужас все равно уходит в прошлое, отступает в бесконечность истории на глазах живых еще свидетелей, тексты смешиваются, превращаются в мифы, разумные действия оказываются бессмысленными. И никакая агитация — ни разумная Герца, ни пропагандистского фасона отечественная — не в состоянии скрепить рассыпающуюся память.

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация