Москва
Москва
Петербург

Йохен Герц и Юрий Лейдерман "Место памяти"

Рассуждения на актуальные темы войны и памяти о ней.

На унылом юбилейном фоне, где самым живым элементом привычного действия стала дискуссия о сталинских портретах, вешать — не вешать, выставка ГЦСИ кажется светочем разума.

Пробиваясь сквозь горы пропагандистского мусора и тонны лапши, два художника интересуются тайнами коллективного сознательного: Герц демонстрирует повышенную ответственность, Лейдерман — шутовскую честность. Родившийся в Германии в 1940-м, Йохен Герц принадлежит к тем, кто получил в наследство грех войны, хотя каяться поколению-1968 вроде не в чем. Но боль жертв фашизма и расизма стучит в его сердце. И раскрывается во взаимодействии с публикой, реакцию которой Герц и считает истинным произведением искусства. Чтобы незнакомым с творчеством заслуженного автора стал яснее его метод, в отдельной комнате покажут фильм о других его проектах, не вмещающихся ни в зал ГЦСИ, ни в привычные рамки отечественного искусства.

В вошедшей в экспозицию видеоинсталляции «Маленькое время» Герц задает известным людям один и тот же вопрос: «Если бы памятник убитым евреям Европы стал не отражением исторического факта, а выражением ваших личных чувств — каким был бы ваш голос?» Опрос пытливого художника сопровождался скандалами, монумент в результате так и не возвели, а завершающее проект видео ни вопрос, ни ответы не сохранило — только спонтанную реакцию людей, столкнувшихся с необходимостью лично реагировать на ужасы полувековой почти давности.

Юрий Лейдерман с инсталляцией «Отец Анны Франк и грибы расширения сознания» доводит не слишком известный в России сюжет до понятного каждому уровня не то теле-, не то кинопостановки. Оказавшемуся в декорациях из множества портретов девочки, ставшей лицом шести миллионов погибших евреев, зрителю предлагают переодеваться в азиатские костюмы, играть с раскрашенными грибами. Можно выстраивать ассоциативные связи, можно спастись из ловушки, став другим, сменив окраску, отказавшись от себя. Проще расслабиться — ужас все равно уходит в прошлое, отступает в бесконечность истории на глазах живых еще свидетелей, тексты смешиваются, превращаются в мифы, разумные действия оказываются бессмысленными. И никакая агитация — ни разумная Герца, ни пропагандистского фасона отечественная — не в состоянии скрепить рассыпающуюся память.

9 апреля 2010,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация