Пьесы
Time Out

О книге

Сочинения Пабло Пикассо - кубизм в литературе, абсурд, по сравнению с которым Беккет - ничтожный первоклашка.

Есть такие книги, которые, с одной стороны, вроде бы входят в обязательную программу чтения для каждого образованного человека, с другой — без насущной необходимости их в руки брать не хочется.

Они требуют специальной читательской подготовки, навыка, буквально умения читать. Потому что час с такой книгой — не приятное времяпрепровождение, а серьезная работа ума и насилие над собой. Из их числа «Улисс» Джойса, «Человек без свойств» Музиля, «В поисках утраченного времени» Пруста, «новые романы» Роб-Грийе, Натали Саррот. Ни коротать с ними ленивый вечерок, ни брать с собой в самолет эти книги ни одному простому смертному в голову не придет.

Даже среди филологов, чья специальность предполагает умение вгрызаться в такие тексты, есть множество людей, которые так и не осилили бессмертное творение Джойса. Только что вышедшие пьесы Пикассо — ровно такие. Это такой кубизм в литературе, абсурд, по сравнению с которым Беккет — ничтожный первоклашка. Даже странно, что они были написаны в 1940-е, а не в 1960-е, когда эксперименты над формой тех же Роб-Грийе и Саррот зашли так далеко, что первого публично называли сумасшедшим.

В пьесе «Желание, пойманное за хвост» (1941) действуют Толстоступ, Лук, Ватрушка, Круглоконч, Два песика, Тишина, Жирная Тревога, Постная Тревога и Занавески, и их реплики так или иначе обыгрывают библейскую «Песнь песней». В другой, которая называется «Четыре маленькие девочки» (1948), безымянные девочки, пронумерованные от 1 до 4, творят мир, называя его составляющие. Смысл в их репликах не ищите — его нет.

Спецпроект

Загружается, подождите ...