Москва
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Жизнь удалась

Ссора продюсера и режиссера оказалась удачей драматурга. Пьеса Павла Пряжко «Жизнь удалась» получила сразу две премьеры.

Спектакль «Жизнь удалась» — это долгожданный совместный проект «Театра.doc» и «Практики».

И премьера намечалась в «Практике», у Боякова, в постановке Михаила Угарова. Но что-то разладилось. Эдуард Бояков отменил премьеру своего соратника и решил заняться постановкой сам. Тогда Угаров сыграл свой вариант в «Театре.doc». Все это напоминало Гоголя — «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Такие две крупные персоны новой драмы… Одни считали все это хорошо продуманным скандалом, который, как всегда, обернется всплеском интереса. Другие шептались о том, что ребята что-то не поделили.

Однако, когда мы посмотрели оба спектакля, все стало на свои места. Между идеологами нового театра — совершенно принципиальные разногласия. Если один эксплуатирует старую модель новой драмы, то другой пытается идти дальше, доказывая зрителям, что возможности ее далеко не исчерпаны. Здесь нужно поговорить собственно о пьесе «Жизнь удалась» одного из самых талантливых современных драматургов Павла Пряжко. Весь текст буквально соткан из табуированной лексики, проще говоря, из мата. И в этом Пряжко очень похож на раннего Сорокина, где мат концептуален и выступает в роли большой метафоры, показывая чудовищную пустоту и тщетность окружающей нас советской жизни. Угаров, возможно, не оглядываясь на Сорокина, воспользовался теми же приемами: на сцене расставлены стулья, актеры сидят лицом к лицу со зрителями, без грима, без декораций, с листочками текста в руках. Как на репетиции. Казалось бы, должно быть скучно. Но лопается как остросюжетный детектив — на одном дыхании! Потому что эта пьеса не о том, что сказано на сцене, а о том, что осталось за скобками. Один известный искусствовед удивляется: «Почему наши современные художники не пишут на тему современной жизни? Почему копаются в прошлом? Почему рефлексируют на тему западной материальной культуры?» Да нет ее, российской материальной жизни! Нету кварталов, где живут художники, нету культурных центров, специальных клубов, той самой социальной жизни с грантами и возможностью двигаться куда-то. И это в Москве, мы уже не говорим о провинции. Чудовищная энтропия, которая пожирает нашу жизнь, реальную жизнь, а не ту телеэкранную, на которой Медведев и Путин чередуются с фигурным катанием. Вот об этом и постановка Угарова.

Бояков же продолжает играть в маленькую Веру, причем вульгарно, как того требует жанр. Сказано: Вадик — дебил, так солист группы «Корни» Павел Артемьев изображает дебила. Сказано: Анжела показывает попу — так актриса и певица Юлия Волкова выпячивает в зал свою попу. Получается такое «На дне» с перчинкой. Сказано: занимаются любовью — так давайте! Но никто ничем не занимается, просто ремарку несколько раз зачитывают. А зрителю было бы любопытно: все-таки поп-звезды! Но и это не спасло бы постановку, как не спасает и позаимствованный у Угарова прием с читкой. Видимо, потому что у Боякова — прием, а у Угарова — жизнь. И в данном случае она удалась.

24 июня 2009,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация