Москва
Москва
Петербург

Иван Чуйков "Теория отражения"

Две музейные инсталляции о том, как тяжело было советскому концептуалисту понять, что такое искусство.

Инсталляция «Теория отражения» впервые была показана в 1992-м в суперрадикальной тогда «Риджине», но датируется 1978 годом. Хотя и тогда работа носила чисто ностальгический характер.

Можно себе представить: сидит в конце 50-х упорный студиоз в худинституте им. Сурикова перед учебной постановкой, состоящей из бутылки, бокала и яблока. При этом пытается вызубрить самую передовую на свете марксистско-ленинскую «теорию отражения». В тот момент молодой художник Чуйков и не предполагал, что в 1965 году американец Джозеф Кошут выведет емкую и законченную формулу концептуализма — «Один и три стула». Реальный стул, фотография стула и энциклопедическая статья «Стул». Однако этот ответ на вопрос, что такое искусство, оказался слишком простым для Ивана Чуйкова, ставшего к тому времени одним из ключевых представителей московского концептуализма.

«Теория отражения» в версии 1992-го представляет собой ряд тяжелых деревянных рам, перед каждой стоят приснопамятные бутылка — бокал — яблоко. Но «отражаются» они то в зеркале, то в мастеровито написанном на холсте натюрморте, то отсвечивают через прозрачное стекло, то лихо нарисованы прямо на зеркале. И что в этом случае будет искусством? А что реальностью? Ответ ищите в «Словаре терминов московского концептуализма». Там сказано, что отражается только «относительность и условность всех способов репрезентации». Вторая инсталляция, показанная в «Стелле», также представляет собой объект исторического и музейного значения. В середине датированного 1994 годом «Аналитического древа» располагается советская открытка с банальным пейзажиком в рамке из дурацких цветочков. От этого шедевра в разные стороны расходятся стрелки и указатели, которые ведут к живописным фрагментам, напоминающим то абстрактный экспрессионизм, то поп-арт, то еще какой-нибудь эпизод из истории искусства ХХ века. Получилась то ли живописная шарада, то ли историческая басня про то, как находившиеся в информационной блокаде художники аналитически вычисляли, что же такое современное искусство, по случайным фрагментам, долетающим с той стороны железного занавеса. Вышло очень адекватно. Но племени младому этот ход уже не поможет — придется самим тащиться в Помпиду и Гуггенхайм, все понимать на месте.

5 февраля 2008,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация