Иван Чуйков "Теория отражения"

О событии

Две музейные инсталляции о том, как тяжело было советскому концептуалисту понять, что такое искусство.

Инсталляция «Теория отражения» впервые была показана в 1992-м в суперрадикальной тогда «Риджине», но датируется 1978 годом. Хотя и тогда работа носила чисто ностальгический характер.

Можно себе представить: сидит в конце 50-х упорный студиоз в худинституте им. Сурикова перед учебной постановкой, состоящей из бутылки, бокала и яблока. При этом пытается вызубрить самую передовую на свете марксистско-ленинскую «теорию отражения». В тот момент молодой художник Чуйков и не предполагал, что в 1965 году американец Джозеф Кошут выведет емкую и законченную формулу концептуализма — «Один и три стула». Реальный стул, фотография стула и энциклопедическая статья «Стул». Однако этот ответ на вопрос, что такое искусство, оказался слишком простым для Ивана Чуйкова, ставшего к тому времени одним из ключевых представителей московского концептуализма.

«Теория отражения» в версии 1992-го представляет собой ряд тяжелых деревянных рам, перед каждой стоят приснопамятные бутылка — бокал — яблоко. Но «отражаются» они то в зеркале, то в мастеровито написанном на холсте натюрморте, то отсвечивают через прозрачное стекло, то лихо нарисованы прямо на зеркале. И что в этом случае будет искусством? А что реальностью? Ответ ищите в «Словаре терминов московского концептуализма». Там сказано, что отражается только «относительность и условность всех способов репрезентации». Вторая инсталляция, показанная в «Стелле», также представляет собой объект исторического и музейного значения. В середине датированного 1994 годом «Аналитического древа» располагается советская открытка с банальным пейзажиком в рамке из дурацких цветочков. От этого шедевра в разные стороны расходятся стрелки и указатели, которые ведут к живописным фрагментам, напоминающим то абстрактный экспрессионизм, то поп-арт, то еще какой-нибудь эпизод из истории искусства ХХ века. Получилась то ли живописная шарада, то ли историческая басня про то, как находившиеся в информационной блокаде художники аналитически вычисляли, что же такое современное искусство, по случайным фрагментам, долетающим с той стороны железного занавеса. Вышло очень адекватно. Но племени младому этот ход уже не поможет — придется самим тащиться в Помпиду и Гуггенхайм, все понимать на месте.

Спецпроект

Загружается, подождите ...