Рецензия на фильм Кошачьи миры Луиса Уэйна, отзывы критиков о кинофильме The Electrical Life of Louis Wain, все актеры | Time Out
3.0/5

Кошачьи миры Луиса Уэйна (2021 год)

The Electrical Life of Louis Wain   16+

Страна
Великобритания
Режиссер/Постановщик
Уилл Шарп
Премьера в мире
21 октября 2021 г.

О фильме

В конце XIX века британский аристократ Луис Уэйн достигает неслыханной популярности в мире искусства. Ключом к успеху становятся сюрреалистичные картины, на которых он изображает антропоморфных котов. С каждым новым полотном Луис все больше отрывается от реальности…

Актеры

Рецензия на фильм

«Кошачьи миры Луиса Уэйна». В поисках утраченных котиков


Когда-то имя художника Луиса Уэйна (Бенедикт Камбербэтч) еще не было на устах у британских любителей кошек. На рубеже XIX и XX веков о нем едва ли знали читатели лондонских газет — он изредка иллюстрировал новости в небольшом журнале и старался содержать пять своих сестер. На заре карьеры Луис был очень взбалмошным человеком, которому определенно не хватало социальных навыков. При этом про него точно можно было сказать: «Талантливый человек талантлив во всем». По крайней мере он пытался преуспеть во том, что его интересовало: стойко боксировал, несмотря на свои скромные физические данные, пробовал писать оперы, проводить научные эксперименты (прежде всего, с электричеством — это вообще отдельная тема «Кошачьих миров») и, конечно, рисовать двумя руками одновременно.

Правда, все его лихорадочные увлечения приносили совсем маленький доход, отчего семья, недавно лишившаяся отца, бедствовала и едва могла позволить себе гувернантку, мисс Ричардсон (Клер Фой). Новая прислуга многое поменяла в жизни Уэйна. Окруженный викторианскими интерьерами Луис впервые познакомился с необычным чувством, как он сам пояснял, электрическим зарядом где-то возле сердца — он, истинный джентльмен, не пожелал становиться заложником социальных стереотипов, которые ему навязывали все вокруг, и позвал гувернантку замуж. Так началась лучшая часть его жизни, продлившаяся недолго. В приятные будни молодоженов ворвалась большая трагедия, и тут же за ней — большое счастье: котенок, ставший сначала катализатором вдохновения, а позже и наваждения.

Современный человек, по признанию Бенедикта Камбербэтча, не слишком хорошо знаком с жизнью и творчеством Луиса Уэйна — эпохального художника, крупнейшего графика викторианской эпохи, с большой любовью рисовавшего антропоморфных котов. Кому вообще не нравятся коты, особенно в разных необычных обличиях, формах, ситуациях, с милыми мордашками и не очень? Так или иначе, картины Уэйна намного известнее, чем он сам. Именно этот пробел и старался исправить молодой британский режиссер и сценарист Уилл Шарп, посвятивший свою новую ленту талантливому художнику и неготовому к реальной жизни эксцентрику Луису Уэйну.

Кино вообще падко на истории «не таких, как все». Особенно, если такие они сопровождаются психическими расстройствами, которые буквально разрушили жизнь Уэйна. Самая большая загвоздка любого байопика об интересном человеке — схематичность. Шарп осознанно выбирает путь поверхностного биографа. За основу в «Кошачьих мирах» взяты ключевые вехи жизни художника: его странноватая молодость, когда мягкому и субтильному молодому человеку требовалось взрослеть, первая любовь, семейная трагедия, первый успех и психологически тяжелый закат.

Поначалу наблюдать за кокетством гувернантки и забавной неуверенностью Уэйна на экране формата 4:3 крайне занимательно — из первой половины «Кошачьих миров» Шарп создает добрую английскую сказку с толикой приятных освежающих трудностей. И это еще коты не заняли важное место в жизни Луиса. Перемена в настроении и красках картины происходит из-за новости, которая делит фильм на до и после, на комедию и трагедию. Со второй частью, впрочем, режиссеру справиться откровенно не удается: только что наэлектризовавшаяся жизнь (по терминологии Уэйна) ощущается сухими биографическими строками, хотя для Уэйна-художника она только-только начинается с приходом в его дом котенка Питера. Красочные рисунки вдохновляющих животных становятся антонимами для серой и больной реальности приобретшего первую славу графика.

Самое горькое в этом — вовсе не схематичность и резко вселившийся в повествование сухой пессимизм, который редко прерывается периодами вдохновения (да и финальная точка путешествия все же будет оптимистической), а почти полное отсутствие котов. Казалось бы, как в фильме с названием «Кошачьи миры Луиса Уэйна» может быть мало котов? Упрекнуть в этом Уилла Шарпа точно не удастся, ведь оригинальное название ленты дословно переводится как «Электрическая жизнь Луиса Уэйна». Действительно, любое событие своей жизни художник пытается объяснить электрическими явлениями. Однако принять тот факт, что большую часть его жизни сформировали именно коты, ненароком помогающие подавить трагедию, Уэйн так и не смог.

Вряд ли новый фильм Уилла Шарпа можно назвать парадом упущенных возможностей. Все-таки визуально «Кошачьи миры Луиса Уэйна» выглядят изобретательно и сочно — некоторые кадры застывают, как картины. Их очень удачно украшает и Бенедикт Камбербэтч, которому не привыкать играть ярких социопатов. А еще в фильме на мгновения появляются Тайка Вайтити и Ник Кейв в роли Герберта Уэллса. Однако эта не слишком длинная цепочка несомненных приятностей не позволяет закрыть глаза на излишнюю беглость финального режиссерского решения Уилла Шарпа, из-за которого знакомство с Луисом Уэйном скорее идет насмарку.

Открыть рецензию

Кадры из фильмa

Фильм в коллекциях