Итоги года: Балет | Театр | Time Out

Итоги года: Балет

Анна Матвеева   23 декабря 2011
3 мин
Итоги года: Балет
Михайловский театр выиграл у Мариинского, Начо Дуато остается главным ньюсмейкером, а самым заметным фильмом стала картина Вима Вендерса о Пине Бауш.

На новогодние праздники любителям балета остается пересматривать DVD.

2011 год в балетном Петербурге – это год Михайловского театра. Год Начо Дуато – испанец, промороженный нашей погодой, кажется, работал, чтобы согреться: два одноактных балета перенес, еще два поставил, в финале года выдал полнометражную «Спящую красавицу» и между делом разучил еще один свой спектакль с учениками Вагановского училища. Старые балеты («Дуэнде», Without Words и сделанный с подростками «Мадригал») были совершенно волшебны, новые («Прелюдия» и Nunc Dimittis) поражали стремлением понять, почувствовать эту ледяную страну, принять ее классику и измениться вместе с нею.

Но Дуато был не единственным ньюсмейкером Михайловского театра. Хотя у работавшего там же Михаила Мессерера в этом году премьер не было (наверное, именно поэтому один из лучших педагогов накануне нового года решил вернуться в Лондон), зато его «Лебединое озеро» съездило в Москву на «Золотую маску». Спектакль ничего там не получил – но это решение жюри вызвало такую бурю протестов московских критиков, какой еще не было в истории национального приза. Роптали московские балетоманы, язвили местные журналисты – за балетом закрепилась слава не просто восстановленного шедевра, но шедевра, несправедливо обиженного. Еще одним громким событием стал переход в Михайловский театр – Владимир Кехман продолжил собирать свою коллекцию звезд, вслед за Мариинским (уведенный в прошлом сезоне Леонид Сарафанов) обделив Большой театр. Очевидно, что 2012 год станет для Михайловского театра испытанием на прочность: мало собрать звезд, надо уметь ими воспользоваться. Что будет ставить после «Спящей» Начо Дуато – пока неизвестно; для Осиповой и Васильева Кехман обещал сделать «Класс-концерт» и «Пламя Парижа» (но это работа Мессерера, которого нужно убедить хотя бы периодически возвращаться из Лондона).

Мариинский театр в этом году изрядно проиграл в темпе младшему собрату. Главное событие – вечер одноактных балетов «Диалоги» – обеспечила Диана Вишнева. Событие менее интригующее, но все же славное – перенос из Парижской Оперы балета «Парк» Анжелена Прельжокажа. Артисты честно работают репертуар, появляются новые лица и подрастают ноги, но в театре в целом не чувствуется азарта и торжества. То ли человека, который предлагал бы взрывные идеи, не хватает, то ли Валерий Гергиев совсем махнул рукой на подведомственный балет и такие идеи не поддерживает, но полторы премьеры в сезон (в прошлом – «Парк» и одноактовка Миллепье Without) – это не масштаб для Мариинского. 2012 год тоже пока не обещает сенсаций: весенний Мариинский фестиваль должен открыться «Сном в летнюю ночь» Джорджа Баланчина, и более – никаких планов. Зимние же каникулы, как всегда, отданы «Щелкунчикам» – милому спектаклю Вайнонена в исполнении учеников Вагановского училища и страшилке Михаила Шемякина, где на сцене висят разверстые мясные туши и падает черный снег.

Поэтому – если вы любите балет и танец, но не почитаете «Щелкунчики» – вам на праздники остаются только DVD. И лучший из них – только что вышедший диск с дивным фильмом Вима Вендерса «Пина. Танец страсти». Если вы еще не видели фильм о великом немецком хореографе в прокате – посмотрите обязательно. А если видели – все равно купите, пересматривать его можно сколь угодно долго.