ВМФ на страже тридевятого царства: рецензия на фильм «Горыныч»
Для старшего лейтенанта ВМФ Лехи Алехина бурная ночь на танцполе едва не закончилась катастрофой — он чуть не прошляпил отход своего эсминца. Ворвавшись на борт в последнюю секунду, Леха узнал, что именно на него, разгильдяя и болтуна, возложена важная миссия: нужно погрузиться в батискафе на дно, чтобы выяснить, кого там обнаружили сотрудники Академии наук.
Но с задачей Леха не справился. Его судно угодило во временной портал, и лейтенант попал во времена Древней Руси. А там — страдающий от всех неизлечимых болезней князь, которого неверные слуги и заморские врачеватели решили свести в могилу. Леха, конечно, кинулся его спасать, попутно взяв на воспитание дракончика, который вдруг стал называть старлея мамой.
Стартовавшие школьные каникулы стали полем битвы двух отечественных музыкальных блокбастеров. «Алиса в Стране чудес» Юрия Хмельницкого вызвала на бой «Горыныча» Дмитрия Хонина. Результаты первой прокатной недели показали, что силы у конкурентов практически равны. Вот только судя по рейтингам и отзывам, крошечный дракончик понравился зрителям несколько больше, чем манерная девочка в розовом платье. Почему же так вышло?
Можно сказать, «Горыныч» — дракон с двумя головами. С одной стороны, проект оригинален: это не экранизация и не ремейк, поэтому о развитии событий аудитория, конечно, догадывается, но со стопроцентной уверенностью предсказать финал не может. И это большой плюс. В то же время картина использует заезженные до дыр сценарные приемы. Оттого любому хоть сколь-нибудь опытному зрителю сюжет покажется до боли знакомым. К примеру, главный герой — наш современник — попадает через портал в сказочное княжество. Так же начинался «Последний богатырь».
Узнаваемы и персонажи, которые, по сути, заимствованы из других киносказок: князь-батюшка — точная копия Князя Киевского из анимационных «Трех богатырей», которого озвучивает все тот же Сергей Маковецкий; княжна, заморские врачеватели, предатель-боярин — всех их мы видели уже не раз. Менее расхожим персонажем кажется силач Бамбула — красавец-усач, бродячий циркач, похититель сердец и кошельков. Правда, не слишком понятно, почему его кличут «Бамбула из Стамбула», ведь, если перед нами древнерусское княжество, то откуда взяться Стамбулу в этот временной период?

Впрочем, главными драйверами проекта оказываются вовсе не знакомые незнакомцы и не привычные сюжетные схемы, а Саша Петров и Горыныч. Правда, Петров ничем особым не удивляет, а вот крошка-дракончик действительно очень мил. Жаль только, что экранного времени у няшной огнедышащей рептилии не так уж и много: она не двигает сюжет, а служит лишь приятным бонусом.
Вероятно, стать полноценным хитом «Горынычу» помешают два фактора: его чрезмерная направленность на детскую аудиторию и театральность. У режиссера Хонина получился фильм для самых маленьких. Это ощущается и в стилистике, и в упрощенных характерах персонажей, и в наивности ситуаций. Например, когда на княжество нападают враги, дружина не может вступить в бой, потому что оружие заперто в подвале, — такой сценарный поворот подходит разве что для детского утренника и пятилетней аудитории.

Музыкальные номера, несмотря на красочность и дороговизну, создавались по законам телевизионного театра, поэтому особый восторг у насмотренной публики вряд ли вызовут. Тем не менее нелепого пафоса и сахарности в них ощутимо меньше, чем в «Алисе в Стране чудес». К тому же история «Горыныча» проста и понятна, чего точно нельзя сказать о сумбурной «Алисе». Да и в конце концов — как не умиляться маленькому дракончику? Поэтому легкой рукой ставим на победу «Горыныча» в осенней кинобитве.
Оценка Time Out: 6 из 10
Возрастное ограничение: 6+