Сами за себя. 10 фильмов о детях, которым пришлось рано повзрослеть

Сами за себя. 10 фильмов о детях, которым пришлось рано повзрослеть

Стас Погорский   1 июня 2020
9 мин
Сами за себя. 10 фильмов о детях, которым пришлось рано повзрослеть

1 июня отмечается Международный день защиты детей — праздник, который кого-то сподвигнет помочь благотворительным детским фондам, а для кого-то станет поводом лишний раз обнять своего ребенка и провести с ним время. Подразумевается, что в этот день (и не только) детей должен защищать кто-то извне, но, к сожалению, в реальности детям не всегда есть, на кого рассчитывать. Time Out вспомнил 10 кинокартин разных жанров, в которых дети взрослеют слишком быстро и в основном сами сражаются за свое будущее.


«Чучело»

Советская классика по мотивам одноименного произведения Железникова, дебют юной Кристины Орбакайте в роли Лены Бессольцевой. Наивная и добродушная девочка приходит в новую школу, где ей никак не удается подружиться с одноклассниками. Ей отвечает взаимностью только, как ни странно, местный плейбой Дима Сомов (Дмитрий Егоров). Впечатлительная Лена влюбляется в мальчика, поэтому когда из-за ябедничества Димы класс лишают долгожданной поездки, героиня берет вину на себя. Сверстники организовывают травлю девочки, и даже Дима ее предает.

Картина, во многом отражающая советскую действительность тех времен — оригинальная повесть «Чучело» основана на реальной истории, произошедшей с племянницей писателя, — не теряет актуальности и сегодня. Это произведение о детской жестокости, но еще больше — о ценности и цене добрых поступков и благородных принципов.

 

«Хорошо быть тихоней»

The Perks of Being a Wallflower

Старшеклассник из Питтсбурга по имени Чарли  — непопулярный и очень стеснительный юноша. В таком положении ему будет еще тяжелее пережить скорое взросление и пересмотр взглядов на окружающий мир, но деваться-то некуда.

«Тихоня», конечно, уделяет достаточно минут хронометража романтизму юности с вечеринками и приключениями, но фильм не стесняется и мрачных тем. Удушающая тревожность, парализующая неловкость, душевные раны от травмирующих событий, наркотики и даже суицид — все это никогда не пропадает из жизни Чарли насовсем и делает общую картину трудностей взросления богаче. Дополнительные грани истории добавляют двое второстепенных протагонистов-сверстников Чарли: Сэм бегает за парнями, которые плохо с ней обращаются, потому что не считает себя достойной любви, а Патрик проигрывает в борьбе с депрессией, мешающей ему в полной мере наслаждаться подростковой жизнью. Вместе они переживают череду триумфов и падений, которые неизбежно приведут их к окончательному взрослению.

Пока все дома: депрессия в большом городе. Как распознать, что с этим можно и нужно сделать

 

«Замри — умри — воскресни!»

Черно-белая автобиографическая лента о жизни в шахтерском городка Сучан в конце 1947 года. Это пропитанное сталинизмом местечко больше похоже на трудовой лагерь, быт которого целиком завязан на добычи «черного золота». В этих тусклых декорациях без малейшего налета ностальгии расцветает светлая подростковая дружба Валерки (Павел Назаров) и Гали (Динара Друкарова) — двух мечтателей, живущих в одном бараке.

Режиссер: Виталий Каневский

В ролях: Павел Назаров, Динара Друкаров, Елена Попова

СССР, 1989 г.

Смотреть фильм

Нежная и пока еще чистая сущность героев контрастирует с депрессивной советской реальностью: кругом калеки, копоть, голод и озлобленные люди, похоронившие надежду на счастливое будущее. Путешествуя по этим обезоруживающим, порой почти чернушным эпизодам герои делают первые шаги на пути к взрослению, задаются важными вопросами и стараются не потерять себя.

Эта проникновенная и, вопреки своей видимой мрачности, светлая лента получила премию в Каннах в конкурсе «Особый взгляд».

 

«Останься со мной»

Stand by Me

Провинциальный городок штата Орегон, 50-е годы. Четверо друзей Горди (Уил Уитон), Крис (Ривер Феникс), Тедди (Кори Фельдман) и Верн (Джерри О’Коннелл) отправляются на поиски пропавшего мальчика. У них совершенно разные характеры и истории, но именно совместное приключение в итоге станет определяющей главой в жизни каждого члена квартета. Ведь дружба, которая начинается в детстве, зачастую предвосхищает наши взрослые отношения — а иногда товарищи из детства остаются близки навсегда. Именно дружба играет одну из ключевых ролей во взрослении — и «Останься со мной» сполна раскрывает эту тему.

Режиссер: Роб Райнер

В ролях: Джон Кьюсак, Кифер Сазерленд, Ривер Феникс

США, 1986 г.

Неважно, посмотрели ли вы этот фильм впервые в юности, увидели уже во взрослом возрасте или вернулись к нему много лет спустя, он дает прочувствовать всю боль и радость взросления. Будь то безумные авантюры, пережитые вместе с друзьями, или агония от тяжелой утраты.

 

«В моей смерти прошу винить Клаву К.»

Многие взрослые с цинизмом воспринимают романтические чувства детей, ведь они еще не знают, что такое настоящие отношения. Но первая влюбленность часто становится толчком, заставляющим пересмотреть взгляды на жизнь и людей в целом. Особенно сильным потрясением оказывается любовь трагичная.

Главный герой картины Сережа (Владимир Шевельков) влюбился в Клаву (Надежда Горшкова) с первого взгляда еще в четыре года и, как он думал, навсегда. Угощал возлюбленную мороженым в кафе, дарил ей вещи из собственного дома. Но в пятнадцать лет его идеальную сказку растоптала «измена» — Клава полюбила другого. Сережа не мог понять, почему это случилось, и чуть было не покончил с жизнью. И наверное, мог бы, если бы в его окружении не оказалось участливых людей.

Режиссеры: Николай Лебедев, Эрнест Ясан

В ролях: Владимир Шевельков, Надежда Горшкова, Елена Хопшоносова

СССР, 1979 г.

Смотреть фильм

Это поучительная история о значении веры в людей и в себя, о том, что любовь бывает очень разной, о токсичных отношениях, проблемах в семье, поиске себя и о становлении личности. 

 

«Джуно»

Juno

У подростков часто возникает необходимость срочно повзрослеть по разным причинам, но неожиданная и незапланированная беременность точно остается одним из самых экстремальных и при этом не таких уж и редких обстоятельств. Главная героиня оскароносного фильма (лучший сценарий), старшеклассница Джуно, скоро станет мамой. Растить ребенка самостоятельно или на пару с его непутевым биологическим отцом она не хочет. Девушка собирается решить ситуацию необычным способом: найти приемных родителей еще не родившемуся ребенку через объявление. За 9 месяцев беременности ей придется практически самостоятельно принять такое большое количество сложных решений, что справится не каждый взрослый.

Режиссер: Дьябло Коди

В ролях: Майкл Сера, Эллен Пейдж, Джейсон Бейтман

США, 2007 г.

«Джуно» — гимн странных и непонятых подростков, которые живут и дышат поп-культурой, безостановочно острят и стараются выделиться во всем, что делают. Это не столько произведение о подростковой беременности, сколько фильм о поиске себя. Разрешение быть ярким, чудным и не прогибаться под стандарты общества сильнее, чем это необходимо.

 

«Асса»

Фильм Соловьева в 1987-м по сути легализовал советский рок-н-ролл — не только саму музыку, но и всю связанную с ней атрибутику: концерты с огоньками зажигалок, мужские серьги. Лента стала ярким культурным взрывом, на фоне которого даже ее собственный сюжет вторичен. Здесь мальчик-неформал Бананан (Сергей Бугаев) уводит у местного преступного авторитета девушку Алику (Татьяна Друбич), и начинается мелодраматичная история, пронизанная песнями Бориса Гребенщикова. Полный авангард, нонкорформизм и андеграунд.

В «Асса» Соловьев не только показывает трагическое взросление своих героев, но еще и «свергает» явно осточертевший ему «совок». Довольно простой сюжет «Ассы» и десятилетия спустя будут пересказывать шлягеры о любви и криминальной жизни.

 

«Человек-паук: Через вселенные»

Spider-Man: Into the Spider-Verse

До появления Питера Паркера подростки в комиксах играли второстепенные роли и действовали по указу своих наставников. Человек-паук стал невероятно популярным персонажем как раз из-за того, что осмелился разрушить эту парадигму. Он пусть и скрывается под маской во время подвигов, но самостоятельно принимает взрослые и очень тяжелые решения.

«Человек-паук: Через вселенные», пока лучшая экранизация комиксов про пускающего паутину супергероя, раскрывает взросление по-новому. Главным героем здесь стал другой Паук, подросток Майлз Моралес — ему неожиданно приходиться нести супергеройскую ношу, о которой он никого не просил. Его судьба переплетается с Питером Паркером из альтернативной вселенной, где Человек-паук сдался депрессии и обленился, променяв паучий костюм на затворническую жизнь. И пока Моралес переживает классическую историю становления и справляется с тяжелой утратой, тридцатилетний Питер Паркер тоже эволюционирует, вдохновляясь отвагой и решительностью своего протеже. Эта картина — доказательство тому, что взросление может наступить не только рано, но и очень поздно.

 

«Лидер»

В 9 классе появляется новенький, замкнутый юноша Борис Шестаков (Алексей Волков). Вся его юная жизнь крутится вокруг единственного увлечения — расшифровки письмен древнего индейского племени ольмеков. Вместо того чтобы хоть как-то объяснить свою страсть сверстникам Борис рассказывает о хобби только учителю из старой школы. Разумеется, из-за этого в своем классе он становится изгоем.

Режиссер: Борис Дуров

В ролях: Алексей Волков, Александр Стриженов, Екатерина Стриженова

СССР, 1984 г.

Фильм показывает, что кем бы ты ни был и сколь высокими материями бы ни интересовался, жить в воображаемом пузыре все равно не получится. В истории Бориса этот самый пузырь намеревается лопнуть местный лидер, мальчик Олег (Александр Стриженов). И его героя нельзя назвать злодеем, он лишь олицетворяет острие общества, с которым Борис никак не хочет начать считаться. Хотя почти всех трудностей на новом месте можно было бы избежать, если бы герой раньше начал учиться контактировать с окружающими.

 

«А если это любовь?»

Старшеклассники Ксеня (Жанна Прохоренко) и Борис (Игорь Пушкарев) вдруг понимают, что не просто дружат, а испытывают друг к другу сильные романтические чувства. Их эволюционировавшая связь проходит проверку на прочность, но не поступками кого-то из них, а отношением окружающих: одноклассники издеваются, взрослые грубейшим образом вмешиваются. Влюбленной паре придется из последних сил держать оборону своего личного и очень счастливого мирка, в то время как на них ополчились, кажется, все окружающие.

Режиссер: Юлий Райзман

В ролях: Жанна Прохоренко, Игорь Пушкарев, Александра Назарова

СССР, 1961 г.

Смотреть фильм

Райзман гиперболизирует классическую «пропасть поколений» в вопросах отношений, списывая враждебность взрослых на ханжество советской действительности. Борис и Ксеня не делают ничего аморального, им просто хорошо вместе, но их родители, например, видят в этом угрозу их будущего, а педагоги считают их отношения по умолчанию неприемлемыми, подлежащими немедленному уничтожению. В одной из сцен мать Ксении даже публично бьет дочь просто из-за того что она погуляла с любимым мальчиком по лесу.

У взрослых противников отношений героев — которым, между прочим, где-то по 16 лет — есть единственный вменяемый аргумент: встречаться в школе вредно, ведь это может сказаться на оценках. Но даже с такой позицией, очевидно, нужно искать компромисс, потому что сердцу действительно не прикажешь.