«Мне удалось не соврать себе»: Илья Лагутенко о фильме «SOS Матросу»

С 22 мая на видеосервисе «Яндекс.Эфир» доступен фильм «SOS Матросу» — документальная фантасмагория группы «Мумий Тролль» о кругосветном путешествии. Time Out поговорил с Ильей Лагутенко о процессе и последствиях непростого плавания.


В 2012 году группа «Мумий Тролль» отправилась в кругосветное путешествие с целью записать новый альбом и познакомить весь мир с русской музыкой. Альбом «SOS Матросу» вышел еще в 2013 году, а сейчас, спустя много лет, становится доступен для просмотра одноименный фильм.

«SOS Матросу» — кино трудной судьбы: в Москве в 2016 году его показывали на закрытии Beat Film Festival, через два года были сеансы в ЦДК и в «Октябре», но, очевидно, это были версии, отличные от той, что будет доступна сейчас. Еще в прошлом году Лагутенко говорил: «У нас есть новая киноработа — фильм "SOS Матросу!", вот уже шесть лет мы пытаемся его завершить после нашего путешествия на барке "Седов" вокруг света».

 

Результат получился удивительный — мягко говоря. Начинается все как типичный музыкальный документальный фильм с элементами мистификации (то есть мокьюментари): группа отправляется совершать «великий русский прорыв». Понятны международные амбиции музыкантов, давно закрепивших успех в России — теперь нужно всего лишь написать всенародный хит и отправиться играть его по всему миру.

 

Прекрасная анимация Андрея Флаконкишочки, экс-участника группы NRKTK, много работавшего с «Мумий Троллем» как художник; старые песни вроде исполняемых в домашней обстановке «Дельфинов»; завязка с капитаном, который берет группу на борт «Седова» и обсуждает с Лагутенко дальнейший маршрут (в Индии эпидемия, придется ходить в масках, нужно ли это). Первые азиатские страны, первые песни. Но чем дальше «Седов» отплывает от России, тем все становится страньше и страньше. Пока один музыкант пьет, а другой предпочитает копать южноафриканскую землю вместо репетиций, в фильме резко спутываются и время, и реальность. Кажется, морская болезнь достает не только участников плавания, но и само кино — разобрать, что есть вымысел, а что правда, становится довольно трудно.

Но Лагутенко фильмом в итоге доволен — и «SOS Матросу» точно можно рекомендовать поклонникам группы. Time Out расспросил музыканта о создании кино.


Сколько заняла подготовка фильма? Отличался ли результат от первоначальной задумки?

Это самый долгий и муторный проект, который я когда-либо взваливал на себя. Собственно, прошло почти восемь лет с тех пор, как мы начали воплощать его в жизнь. Мне изначально хотелось видеть его не как «реалити-шоу», а все-таки некой фантасмагорией, рокументари, вымышленной историей с декорациями из путешествия. У меня не было ни опыта, ни ресурсов, да даже и единомышленников, которые помогли бы спланировать все должным образом. Вообще подобное кино, я думаю, получилось довольно уникальным именно ввиду того, что я не имел никакого кинопродюсерского опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Это самый долгий и муторный проект, который я когда-либо взваливал на себя. У меня не было ни опыта, ни ресурсов, да даже и единомышленников, которые помогли бы спланировать все должным образом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Это самый долгий и муторный проект, который я когда-либо взваливал на себя. У меня не было ни опыта, ни ресурсов, да даже и единомышленников, которые помогли бы спланировать все должным образом».

Вы говорили: «Мы рассказывали не только о себе, но и обо всей русской современной музыке, я делал передачи о русском роке на радиоволнах от Китая до Африки». Многое, видимо, осталось за кадром. Можно ли эти передачи где-то найти, или могли бы вы рассказать о самых запоминающихся эпизодах во время записей этих передач? Что именно вы рассказывали о русском роке?

Дело в том, что путешествия подобных парусных судов по всему миру – это уже само по себе значимое событие. Тем более «Седов» – это не новострой, это один из немногих настоящих парусников прошлых веков, который до сих пор бороздит океаны. Поэтому идея того, чтобы в каждом порту по возможности еще и налаживать какие-то культурные связи, была оправданной. Я лично связывался с неравнодушными музыкантами по пути следования — для того, чтобы придумать какие-то совместные мероприятия.

Были места, где люди с энтузиазмом шли на контакт — таким образом нам удавалось провести концерты в порту (Германия, Финляндия и ЮАР стали самыми запоминающимися), в местных клубах (Шанхай, Сингапур) или даже прямо в кают-компании (Южная Корея) вместе с местными музыкантами. Я делал подборку интересной, на мой взгляд, русской независимой музыки.

В некоторых странах есть радиопрограммы, открытые к музыкальным экспериментам. В этих беседах и встречах, кстати, и сформировался первый костяк международной поддержки фестиваля V-ROX (Вирокс) во Владивостоке.

Можете ли рассказать о еще каких-то случаях, которые не вошли в фильм по тем или иным соображениям? Курьезным или не очень.

Самой трудной задачей было смонтировать фильм таким образом, чтобы он не был похож на видеоблог. Было и много экзотики, и экстрима, какие-то вещи не удалось хорошо снять по причине нашей технической неподготовленности. Я пытался объять необъятное, плюс еще затащил в эту «аферу» коллег-музыкантов и своих друзей. И многие из них, мягко говоря, недоумевали, почему вместо того, чтобы заниматься «чесом» по стране для восторженных поклонников, как другие нормальные вокально-инструментальные ансамбли, я мучаю их качкой, самоизоляцией в море и непонятными дальними странами.

Какое у вас впечатление от фильма спустя время? Любите ли вы его пересматривать?

На каком-то этапе я понял, что для меня лично этот фильм станет неким отредактированным альбомом воспоминаний. Знаете, когда вы из десятка тысяч фото смогли-таки отобрать пару десятков. Он очень трудно мне дался, но я не жалею ни о времени, ни о потерянных деньгах. В этом фильме много людей, которые мне лично очень дороги. С другой стороны, нам удалось вполне документально запечатлеть и момент эволюции самой группы «Мумий Тролль». История, конечно, весьма романтизированная, но вполне подходит по духу моим песням. Это очень «мумийтролльский» фильм. Без претензий, без эпатажа, без чернухи и без туалетного юмора. Не блокбастер, не артхаус, не видосик, не мемасик… Наверное, зрителю, критику и кинопрокатчику сложно понять, зачем я это сделал, но я ужасно горд за себя. Мне удалось не соврать себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«История, конечно, весьма романтизированная, но вполне подходит по духу моим песням. Это очень «мумийтролльский» фильм. Без претензий, без эпатажа, без чернухи и без туалетного юмора».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«История, конечно, весьма романтизированная, но вполне подходит по духу моим песням. Это очень «мумийтролльский» фильм. Без претензий, без эпатажа, без чернухи и без туалетного юмора».

Собираетесь ли еще снимать фильмы и если да, то какие?

Вряд ли. Хотя что зарекаться-то? Сейчас в самоизоляции мне приходится осваивать много простых технологических вещей, быть терпеливее, больше открываться нашим слушателям через экраны смартфонов. Индустрия живых концертов по всему миру в коме, и сможет ли кто-то ее реанимировать – большой вопрос. Так что такое путешествие, показанное в фильме, может стать чем-то вроде фантастической костюмированной драмы прошлого.

Связано ли то, что участники покидали группу в 2013-м и 2016-м, с плаванием? С тем, что тяжело было жить всем вместе в одной каюте, или с другими трудностями?

Думаю, для них это путешествие стало последней каплей. Я всегда мечтал о морских путешествиях. Но все – не я. За полтора десятка лет многие остывают не только к путешествиям, но и к своей работе, окружающим. Перемены, безусловно, освежают. Но разные люди по-разному смотрят на вещи. Хотя я думаю, что сейчас, будучи на карантине, предложи кому-нибудь отправиться пересечь пару океанов – от желающих не было бы отбоя.

Действительно ли пребывание на корабле и в других городах существенно повлияло на сочинение песен и запись альбома?

Собственно, большая часть материала для альбомов «SOS Матросу!» и «Пиратские копии» были написаны за время путешествия. Определенно, там были и отсылки к конкретным событиям. Но я никогда не пытался шифровать те или и иные послания. Просто песни – это часть моей жизни, такой, какая она есть. Будь это на палубе корабля или в африканских джунглях.

Интервью Ильи Лагутенко для Time Out к выходу альбома «Пиратские копии»:

Илья Лагутенко: «Пират означает “пытающий счастья”»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Просто песни – это часть моей жизни, такой, какая она есть. Будь это на палубе корабля или в африканских джунглях».

 

 

 

 

 

 

 

 

«Просто песни – это часть моей жизни, такой, какая она есть. Будь это на палубе корабля или в африканских джунглях».

Запись премьеры «SOS Матросу» в «Яндекс.Эфире» можно посмотреть здесь.

Перед показом фильма Илья Лагутенко отвечал на вопросы зрителей в прямом эфире.