10 лучших фильмов 2012 года: каким был 2012 год в кинематографе

Обратная перемотка. Какие фильмы мы смотрели в 2012 году

Клара Хоменко   1 мая 2020
18 мин
Обратная перемотка. Какие фильмы мы смотрели в 2012 году

2020-й — последний год десятилетия. Time Out оглядывается назад, чтобы выяснить, как изменилось за это время кино, мир и мы сами, а заодно при помощи читателей выбрать лучшие фильмы. Итак, 2012 год: Мстители собираются в команду, Бонд встает с колен, в Астраханской области появляется новый туристический объект, на экраны выходят идеальные мультики. В конце — наша очень произвольная десятка самого-самого.


Конец серьезной эпохи

Вообще-то не так уж она была прекрасна, эпоха серьезных комиксов. Из достойных образчиков за ней числились только благословенный «Город грехов» да фильмы Нолана о Бэтмене, в которых Бэтмен по сути был совершенно неважен. Мрачные краски, нуарный настрой и почти никакого юмора – вот рецепт мейнстрима нулевых. Но его конец обозначился уже тогда: снятый по идеальным лекалам «Халк» провалился в прокате, а легкий, яркий и драйвовый «Железный человек» собрал целую армию поклонников.

«Город грехов»

Дальше Marvel раскачивался, нащупывая верную интонацию. У конкурентов меж тем взлетел «Темный рыцарь» и все замерло.

 

В 2012 году на экраны вышли «Мстители» идеально сбалансированный, упоительный боевик о становлении команды супергероев, которые два часа притирались друг к другу, спасали мир и насмерть влюбляли в себя зрителей. «Темный рыцарь. Возвращение легенды», появившийся через несколько месяцев, при всех своих достоинствах не мог затмить этого впечатления бурлящей и красочной жизни, за которой следишь, открыв рот. Смертельная серьезность DC проиграла подвижному, постоянно экспериментирующему Marvel, который вскоре станет абсолютным гегемоном в мире кинокомиксов.


«Орда» как памятник

В тот год на экраны вышла «Орда» двухчасовое полотно Андрея Прошкина, проспонсированное Русской православной церковью. Это был фильм о святом митрополите Алексии, который вызвал примерно те же споры, что и нынешняя «Зулейха открывает глаза»: татары возмутились, что фильм будет в очередной раз демонстрировать преимущество русских над их народом. Но в отсутствие коронавирусного карантина их мало кто услышал.

«Орда»

Фильм получил множество наград, в том числе семь «Ник» и пять «Золотых орлов», после чего был благополучно забыт всеми – кроме Астраханской области. Ей в наследство достался построенный специально для съемок Сарай-Бату – глиняный город-декорация. Теперь там две музейные экспозиции, катание на верблюдах и выставка тематических песочных скульптур, одна из которых очень похожа на тренера сборной России Станислава Черчесова, хоть и в восточном халате. Единый билет стоит 500 рублей, и людей тут всегда более чем достаточно.

Спустя несколько лет таким же образом появится парк «Викинг» в Крыму – но тогда никто и подумать не мог, что Крым будет нашим. Идея обязать кинопроизводителей России таким образом возмещать гражданам моральные издержки от отечественного кинематографа и заодно развивать туризм никому не пришла в голову до сих пор. А жаль.

 


«Шпион» и будущее

Говоря о моральном вреде: выдающийся режиссер Сарик Андреасян в тот год порадовал нас аж двумя фильмами своего производства, один из которых невозможно развидеть до сих пор. Однако больше никак свою дурную репутацию 2012-й в России не оправдал: ничего столь же волшебного, как «Тот еще Карлсон», на экраны не вышло (хотя такого мастера еще попробуй переплюнь). Зато вышел «Шпион» экранизация романа Бориса Акунина с Бондарчуком и Козловским в главных ролях. При всех недостатках фильма, который опять напоминал порезанный сериал, это был первый случай, когда наше кино пыталось поиграть в большой комикс. И самым лучшим здесь были не герои и не сюжет, который все прекрасно знали и так, а похорошевшая при Сталине Москва.

«Шпион»

В том же году мы увидели еще один фильм с Козловским и сильно удивились. Экранизация романа Сергея Минаева «Духless» о золотой жизни менеджеров была, мягко говоря, несвоевременна после крупного экономического кризиса и смотрелась как плач по прекрасной эпохе, когда каждый юный руководитель банка мог употреблять что и кого угодно, не боясь законов о защите нравственности. В итоге устаревший Макс по всем фронтам проигрывал «вечным темам» любви и свадьбам. «8 первых свиданий» с Владимиром Зеленским в главной роли пользовался успехом и после проката мог крутиться по телевидению еще сто лет по романтическим праздникам. Так всем тогда казалось.

Из сегодняшнего дня понятно, что самым актуальным фильмом была картина Василия Сигарева «Жить» о том, как и, главное, зачем дышать дальше, если потерял близких. На «Кинотавре» он получил приз за лучшую режиссуру – а гран-при досталось Павлу Руминову за «Я буду рядом». Русско-украинской картине, в которой умирающая от рака мать ищет новых родителей своему маленькому Мите.

 


Тот свет в картинках

Майя сильно ошиблись с концом света, но какая-то веселая звезда в 2012-м в небе все-таки плясала. Иначе никак не объяснить то количество идеальных мультиков, которые появились на экране. Сперва Disney выпустил «Храбрую сердцем» первую сказку о принцессе, которая не замуж собирается, а борется за право жить, как ей хочется. Причем борется с собственной матерью, воплощающей в себе всю многовековую женскую мудрость. Потом вышел «ПараНорман» о подростке, который смог остановить нашествие нечисти в своем городке, выяснив, что человеческая ограниченность и глупость намного опаснее зомби. Любители кукольной анимации от LAIKA возликовали: все было в лучших традициях – жутковато, смешно, со множеством киноцитат и с нетривиальным взглядом на простенькую тему.

«ПараНорман»

Такими вещами часто не балуют – так что зрители готовились сидеть на голодном пайке пару-тройку лет, но тут из тьмы вышел сам Тим Бертон со своим «Франкенвинни». Ничего особенно нового в нем не было, и собачка-то здорово напоминала скелетик из «Трупа невесты» но это был тот Бертон, которого все подзабыли за время его не слишком удачных экспериментов типа «Мрачных теней» и прочей «Алисы». И едва затих гул восхищения, как Sony выкатил мультфильм Геннадия Тартаковского «Монстры на каникулах» яркий, задорный и обаятельный, опять на тему сверхъестественного, опять с жуткими чудовищами, которые оказываются не такими уж жуткими при ближайшем рассмотрении.

 

Как будто этого было мало, к концу года подоспели еще два шедевра. Первым был «Ральф» от Disney – трогательная гиковская сказка о добром парне, который 30 лет делает свою работу, живет на помойке и ждет, что хоть кто-то в его старенькой восьмибитной игре скажет ему спасибо. Вторым – «Хранители снов», совсем недетские по сути своей, искрящиеся от волшебного песка и веры в чудо. Серьезно: если и были еще годы, столь урожайные на замечательную анимацию, то мы их не припомним.


Премии и фестивали. Ангельская доля

Это было время «Артиста». Вышедшее в 2011 году черно-белое немое кино о судьбе актера, который вот-вот закончит свою карьеру из-за наступившей эры звука, собрало буквально все мыслимые статуэтки – от «Оскара» до премии «Независимый дух». Между тем мировые фестивали уже смотрели в будущее.

На «Сандэнсе» триумфатором стал Бен Зайтлин со своими «Зверями дикого Юга» концентрированной магией, экзотической притчей о девочке, которая пытается осмыслить стихию. В Каннах режиссер-дебютант получил еще и «Золотую камеру», а также восторженную прессу. Главным же фильмом Каннского фестиваля стала «Любовь» Михаэля Ханеке, который, не утратив своей мизантропии, снял безжалостное кино о старении и немощи. Но одновременно это памятник любви в ее извечно воспеваемом виде – в горе, в болезни, до гроба, до самого конца.

«Любовь»

На просмотре многие рыдали и с трудом досмотрели до конца, что и понятно. Гран-при получил Маттео Гарроне со своей «Реальностью» удивительной картиной о том, как телешоу может довести человека до безумия, а тот даже не поймет, что реальность ускользнула. А приз жюри достался «Доле ангелов» одному из самых нежных фильмов великого борца с социальной несправедливостью Кена Лоуча. И это тот редкий случай, когда каннская пальма склонилась перед абсолютно зрительским кино, которое хорошо пересматривать в тоскливые вечера для поднятия настроения.

В тот год в программу Каннского фестиваля попали сразу два фильма с Мэттью Макконахи «Газетчик» и «Мад». Это вообще был его год: золотой красавчик, от которого никто не ждал ничего большего, нежели роли в романтических комедиях, на глазах превращался в звезду независимого кино. За роль у Содерберга в «Супер Майке» он получит премию «Независимый дух», «Мад» удостоится звания лучшего фильма. Но в Каннах Макконахи не особенно повезло: его работа почти не удостоилась внимания. Хотя смотря с кем сравнивать: Роберта Паттинсона в кроненберговском «Космополисе» вообще обозвали «симпатичным манекеном». У бывшего вампира и кумира всех девчонок, как и у Мэтью Макконахи, все было впереди.


Железная хватка «Рейда»

Индонезийский фильм о 15 этажах ада добрался до России уже в статусе культового – даром что вышел всего-то в 2011 году. Заслуженное звание: по сей день никто не смог повторить этот номер, когда разговоры словами через рот стремятся к нулю, общение происходит при помощи выстрелов, а финал воспринимается как нечто вроде шекспировской трагедии в антураже компьютерной игры. Так что за звание «боевик года» с «Рейдом» мог побороться только «Патруль» Дэвида Эйра – режиссера, которого всю жизнь мотает от статуса почти гения к картинам в духе Уве Болла. Но в 2012 году стрелка у зрителей и критиков ясно показывала на «гений»: фильм о полицейских буднях, снятый в жанре псевдо-документалистики, только что душу не вынимал.

Интервью Time Out c Джейком Джилленхолом, исполнителем одной из главных ролей в «Патруле»:

о фильме «Враг»

о фильме «Левша»

«Патруль»

Вообще тот год для поклонников хорошего мордобоя оказался таким же урожайным, как для детишек и взрослых любителей анимации. Гай Пирс отжег в олдскульном «Напролом», где сыграл крепкого орешка в антураже «Воздушной тюрьмы и «Разрушителя». Джейсон Стэйтем сыграл в одном из лучших боевиков за всю карьеру. Временами даже обидно, что «Защитник» Боаза Якина едва-едва отбил свой бюджет это был волшебный салат из трех видов мафий, китайской девочки-гения, героя-одиночки на грани нервного срыва и цыганского романса. И конечно, никак нельзя забыть о вторых «Неудержимых» великом проекте для тех, кто вырос на классике 80-х и 90-х. Его, правда, много ругали за отсутствие кровищи: что, мол, за ерунда, какие вам подростки в кинотеатрах, вспомните, кто вас любит и кормит по-настоящему! И все же неубиваемый Слай со своей командой, камео Чака Норриса и Жан-Клод Ван Дамм, который своей ролью злодея смыл с себя позор четвертого «Универсального солдата»… Эх!


Бонд. Туда и обратно

В 2012 году Disney только готовился поработить Землю и выпускать в год по два кинокомикса плюс изувеченная мультклассика. Но хорошие блокбастеры и тогда можно было пересчитать по пальцам. Два мы уже загнули, упомянув «Мстителей» и финальную часть «Темного рыцаря» зато забыли про перезапуск «Человека-Паука». Это, впрочем, объяснимо: франшизы с Эндрю Гарфилдом в главной роли хватило ровно на два фильма, после чего проект пришлось прикрыть. Мрачность и сложный, по голливудским меркам, взгляд на вещи выходили из моды со страшной скоростью – в том числе и потому, что это умел делать хорошо только Нолан.

Ридли Скотт обрадовал всех поклонников «Чужих» своим «Прометеем». Ну как «обрадовал»… удовольствие получили скорее поклонники Майкла Фассбендера. Андроид в его исполнении явно претендовал на место главного героя картины, но увы, довольно бестолковое действие было сосредоточено на человеческих существах, а сценарий зиял провалами и визуальными длиннотами, которым мог бы позавидовать даже Зак Снайдер. В России фильм приняли особенно прохладно – когда дело касается светлых воспоминаний детства, на логике настаивают со всей возможной страстью.

 

«Прометей»

Завершилась наконец-то сага про Джейсона Борна, а «Обитель зла» продолжила вырождаться до зомби-мышей. Со страшным треском провалился «Гнев Титанов», с непонятными целями снятый по плохому ремейку фильма 1981 года, в котором из хорошего тоже было только имя Лоуренса Оливье. «Морской бой», созданный по мотивам игрушек Hasbro, породил фантазии о мире, где фильмы будут снимать по спичечным этикеткам, и все думали, что это шутка. До «Эмоджи фильма» оставалось 5 лет. Но были и хорошие новости: «Судья Дредд», которого все готовились проклясть заранее, оказался отличной брутальной картиной, которую было приятно смотреть. Только в прокате он не окупился и при хороших отзывах – канул в забвение. Жаль.

Зато о чем говорили много и долго – это об «Облачном Атласе», снятом по довольно сложному для экранизации роману Дэвида Митчелла. Том Тыквер и Вачовски, которые тогда были еще братом и сестрой, решились. После чего роман получил новую аудиторию, а зрители – бесконечные споры о том, можно ли было сделать все как-то бережнее, и сохранился ли смысл во всей его многогранности, и не противоречит ли все показанное закону о запрете на пропаганду однополых связей. Некоторые критики даже называли фильм обреченным на культовость.

Интервью Time Out с Энди и Ланой Вачовски:

«Мы заложили дома, чтобы снять этот фильм»

«Судья Дредд 3D»

Теперь можно посмотреть в реку времени и обнаружить на дне ее «Облачный атлас» где-то неподалеку от «Судьи Дредда». Главным же фильмом года после «Мстителей» оказался «007: Координаты Скайфолл»: с годами он становится только лучше, как Дэниэл Крейг и песня Адель. И еще, пожалуй, «Хоббит» от Питера Джексона, который привел многих к интересному знакомству с новозеландским кино.

 

В сухом остатке

Когда приходится смотреть так далеко назад, становится еще более очевидно, что лучших определяют не критики и премии, а время и зрители. Так есть ли смысл расставлять кино в каком-то ином порядке, кроме математического? Мы не уверены, однако «10 лучших фильмов 10-х годов» звучит слишком красиво, чтобы отказаться от соблазна. Эту десятку демократично выберут читатели Time Out в социальных сетях. Мы же, со своей стороны, проявим диктаторские наклонности, сформировав список фильмов, которые были бы достойны войти в нашу маленькую субъективную вечность. 10 лет — 10 списков, и вот второй из них.


«Хижина в лесу»

Фильм называли убийцей хорроров – и были почти правы. Джосс Уидон и Дрю Годдард изрядно поглумились над жанром, создав целую космогоническую теорию из штампов и объяснив, почему именно они бессмертны. Это вам не какой-то пошлый вырожденец из холма с глазами. Это весь такой пост-пост дровосек с мета-мета топором, который врубается в нежное тело со звуками классических цитат.

Но, как известно, хорошо смеется тот, кто смеется на титрах, так что фильмы ужасов вполне себе живы, а «Хижина в лесу» стала лучшей из них.

 

«1 1»

Как и «Хижина», фильм Оливье Накаша и Эрика Толедано был снят в 2011 году, а в 2012 добрался до России и снискал огромную любовь.

Сентиментальная история о дружбе между парализованным богачом в депрессии и бедным черным парнем, из которого так и брызжет жизнь – «1 1» из тех картин, которые заставляют людей плакать и смеяться даже на сотом просмотре.

 

«Антон тут рядом»

Документальный фильм Любови Аркус примечателен не только тем, что строился вокруг истории ее собственных попыток помочь парню-аутисту по имени Антон. Это поразительный пример того, сколь многое начинается с простого сочувствия – теперь в Петербурге работает центр «Антон тут рядом». Это единственный в России центр социальной реабилитации, обучения и творчества для взрослых людей с аутизмом.

Режиссер: Любовь Аркус

Рецензия
 

«Мстители»

Упомяните это кино при фанате – и он начнет размахивать руками и сыпать цитатами. Заговорите с обычным зрителем – и он улыбнется.

Учитывая нынешние размеры киновселенной Marvel это нехилое достижение: за 8 лет ни одна часть не достигла такого же идеального баланса между юмором, драмой и экшеном.

 

«Королевство полной луны»

Что бы ни снял Уэс Андерсон впоследствии, это достижение ему все равно не преодолеть. А может, дело в свежести восприятия, когда фирменные приемы режиссера еще не казались заезженными, и все было как первая любовь – саундтрек, кукольные дома, в окна которых заглядывала камера, тысячи мелочей, которые хотелось потрогать, и мечтательная, нежная интонация рассказанной на ночь сказки.

 

«007: Координаты Скайфолл»

Сэм Мендес должен был спасти нового Бонда из дебрей саморазрушения, куда его завел «Квант милосердия».

Мендес справился на ура, добавив к трагической рефлексии помятого британского героя изрядную порцию иронии. К тому же в руках визионера-перфекциониста фильм превратился в такое зрелище, от которого глаз не оторвать. Ну, и Адель, конечно. И титры. И Адель.

 

«Синистер»

Мы долго думали, брать ли на себя такую наглость исключать штук пять претендентов, в том числе будущего оскароносца «Операция Арго», ради фильма ужасов. Но операций-то поди много, а эталонных фильмов ужасов поди мало. «Синистер» именно что эталонный: Скотт Дерриксон снял избитый сюжет о демонах в нехорошем доме таким образом, что пару часов после просмотра страшно включать любое кино или смотреться в зеркало. Не зря Marvel потом доверил режиссеру своего «Доктора Стрэнджа»: если человек может добиться результата при 3 миллионах бюджета, что же у него выйдет за 165?

 

«Хранители снов»

Полуторачасовое чудо, в котором есть все: смех, смерть, страх, неотвратимая гибель мира, который держится только и исключительно на вере в сказку. Не зря первым Кромешник губит Песочника, навевающего прекрасные сны. Страшный и смешной, пробирающий до костей мультфильм выделяется не только на фоне собратьев, но и среди всего игрового кино 2012 года. Неудивительно, что именно Питер Рэмзи через 7 лет получит «Оскар» за божественного «Человек-Паук. Через вселенные».

 

«Патруль»

Дэвид Эйр всю жизнь рассказывает одну и ту же историю – о братстве «своих», группе людей, связь между которыми теснее семейной. В этом смысле «Патруль» типичное кино режиссера, но как же прекрасно оно снято. Это полное погружение в мир, который существует рядом с обычным и привычным, в мир, где патрульные не ходят на работу, а пересекают невидимую линию фронта. И если за спиной нет своего – ты погиб.

 

«Жить»

Василий Сигарев говорил, что хотел снять в том числе кино про апокалипсис, и у него получилось. Невероятно жесткий к зрителю фильм оказался не только удачным высказыванием на тяжелую тему, но и своего рода пророчеством о будущем, когда личный конец света пришлось пережить многим людям в границах казалось бы уже устоявшихся и успокоившихся стран.