12 лучших телеграм-каналов о еде: на кого стоит подписаться
Рестораны

12 лучших телеграм-каналов о еде: на кого стоит подписаться

Людмила Сальникова 27 апреля 2020
10 мин
12 лучших телеграм-каналов о еде: на кого стоит подписаться

Реальная жизнь ушла в интернет – именно там сегодня общаются, устраивают zoom-вечеринки, делятся прогнозами и фобиями и готовят, готовят, готовят. Телеграм-каналы, раньше заточенные на ресторанные обзоры, тоже стремительно переключились на домашние радости: в диапазоне от посиделок на кухне с шеф-поварами до дружеских рекомендаций, где запастись приличным алкоголем на полгода вперед или получить с утра бесконтактный маття латте. Новая искренность эпохи карантина такова, что известный ресторатор может на собственной кухне жарить болтунью в халате, а ресторанный критик устраивает «анбоксинг» доставки из ближайшей хинкальной. Time Out выбрал 12 каналов, за которыми по-прежнему интересно следить, не отрывая пальца от экрана. 


Канал Саши Суторминой — журналиста, пиар-директора компании Real Authentic Wine и человека многих талантов. В нестабильное время, когда название канала приобрело глобальный смысл, Саша старается не сужать фокус: интервью Дэвида Чанга для NY Times о будущем ресторанной индустрии, эмоциональный ролик Рене Редзепи, закрывшего Noma, бизнес-прогнозы Gardian и онлайн-конференции московских ресторанных обозревателей о перспективах рынка, «карантинные дневники» от друзей и знакомых в разных странах (один из самых впечатляющих – Requem For a Dream владелицы лиссабонского бара) перемежаются очень личными размышлениями о текущем моменте. Читать этот канал приятно, как хорошую литературу, оценив прекрасное чувство слога, умение подмечать детали и хлесткий юмор, который, однако, никогда не выходит за рамки интеллигентности.


Серьезный канал о вине, подписаться на который стоит, если вы любите лонгриды и разбираетесь в теме хотя бы чуть больше, чем немного. В противном случае эти тексты будут вам понятны лишь наполовину, а жаль — они и вправду заслуживают внимания. Для тех, кто заперт в четырех стенах, открывается дивный новый мир: прованские погреба Джона Малковича, новые винтажи Бордо, главные терруары Тосканы, и есть нечто успокоительное, что авторы вроде как не обращают внимания на то, что происходит за окном.

Правда, канал откликнулся на ситуацию, поместив подробный прогноз о том, как повлияет пандемия в будущем на рынок вина (спойлер – будет плохо). Но в день введения всеобщей изоляции опубликовал подробный материал, посвященный диоксиду серы и его роли в виноделии, вновь дистанцировав вечное от сиюминутного.


Канал журналиста Ивана Глушкова никогда не был посвящен исключительно ресторанным новостям: тут и исторические факты, и курьезы из мира еды, и эпизоды из жизни великих поваров. Понятно, что сейчас в нем преобладает именно такой «вокруг и около» контент вроде познавательной истории питерских пышечных, рецептов «волосатых» сосисок и мексиканского кофе, видео о том, как Гордон Рэмзи и Массимо Боттура учат своих соотечественников правильно мыть руки. Кроме того, Ваня запустил отдельный канал «Пока все дома», где тестирует доставку из ресторанов: заказывает, распаковывает и описывает все подробности, от внешнего вида и качества одноразовой посуды до степени съедобности блюд и возможности их реанимации в микроволновке. Прилюдный «анбоксинг» сопровождается любимыми саундтреками и дельными рекомендациями куда «пойти», пока все дома, – например, на виртуальную экскурсию по Эрмитажу или на выложенный в сеть старый концерт группы Metallica.


Телеграммы от Лисиченко

Владелец ресторанов «Китайские новости» публикует в своих телеграммах большие тексты-размышления и короткие реплики-реакции о том, что происходит здесь и сейчас. Дает актуальную информацию про текущий момент в ресторанном бизнесе, свежие инсайды от юристов и чиновников. А пока будущее туманно, на период карантина Станислав завел новую рубрику «Коронные рецепты», в которой снимает оптимистичные видео с самим собой в роли повара и учит готовить простые блюда вроде ностальгических ленивых вареников, испанской тортильи или пасты в сковороде, в которую можно засунуть все скопившиеся в холодильнике припасы.

Довольно часто канал публикует ссылки на прямые эфиры Лисиченко с его приятелями и коллегами – Владимиром Мухиным, Дмитрием Левицким или Тахиром Холикбердиевым.



Со сводок из жизни московских ресторанов, в которых не было упущено ни одного сколько-нибудь важного открытия и тематического меню, ресторанный критик Владимир Гридин временно переключился на обзоры доставок, которые исследует столь же скрупулезно: если вам нужно составить полную картину где, что, почем и возят ли за пределы ТТК, то это весьма подробный источник. Бонусом к сугубо информативному контенту, как обычно у Гридина, идет кулинарное чтиво, и если вам интересно, кем были первые бармены в Нью-Йорке, или как Сальвадор Дали создавал рекламу для «Чупа Чупс», то здесь целый сборник подобных исторических анекдотов. Вдобавок Володя запустил канал «Как в ресторане», где московские шефы делятся рецептами и полезными лайфхаками. Например, Павел Поцелуев, шеф «Жажды крови», рассказывает, как избежать задымления в квартире, жаря дома стейк, а Влад Пискунов, шеф-повар «Матрешки», раскладывает по косточкам солянку.


В лучшие времена канал редактора GQ Оксаны Смирновой и сотрудницы дома Cartier Марины Лебедевой раскрывал всю подноготную барной жизни Москвы и Петербурга, делясь с подписчиками советами, какой и где коктейль нужно заказывать и по какому адресу ждать очередную знаменитость с гастрольным туром. Сейчас «На дне» удается даже на удаленке сохранить эффект присутствия: пока гости не могут прийти в бар, бармены сами приходят в канал при полном параде и учат в видеороликах смешивать на дому French75 и «Маргариту».

Кроме того, у девушек можно получить рекомендации, какими винами наполнить свой погреб на время карантина, и кто доставляет бутилированные коктейли, или выбрать подходящие онлайн-курсы для сомелье или барменов, чтобы не тратить время зря. Плюс – здесь регулярно дают ссылки на плейлисты популярных баров, чтобы создать атмосферу. И компания хорошая: среди подписчиков много винных и коктейльных энтузиастов. Ведь главное даже не то, что пить, а с кем, пусть и на социальной дистанции.


Один из самых популярных lifestyle-каналов страны с собственной разветвленной системой лояльности, который, опережая конкурентов, первым сообщал об открытиях, гастролях и прочих вехах ресторанной жизни. Сегодня команда Александра Сысоева направляет усилия на то, чтобы найти выход из пике, запустив сразу несколько новых проектов. Например, #SupportLocal , где представители малого бизнеса могут нанести себя на виртуальную карту города и указать, чем они могут быть полезны москвичам в период самоизоляции, и чем москвичи могут им помочь. Чтобы у рестораторов была возможность разобраться в перипетиях it-технологий, запущен канал ФудТех, посвященный вопросам автоматизации в horeca и ритейле. Без поддержки служб доставки тоже не обходится – но это не гигантские простыни информации, выуженные из пресс-релизов, а очень личные рекомендации, как то призыв поддержать рублем старейшие московские рестораны, которые могут исчезнуть в коллапсе. В общем, СысоевFM не теряет злободневности, оставаясь интересным не только профессионалам индустрии, но и всем, кто будет рад узнать, что в отрасли теплится жизнь, хотя все рестораны закрыты.


Канал двух подружек о простых радостях жизни – сексе, еде и алкоголе, скандально известный тем, что его как-то забанили за порно-контент. Повод был – здесь избыток видео, где мелькают рискованные ракурсы тела и девичьи губы, жадно всасывающие огромный бутерброд. Впрочем, несмотря на изобилие ненормативной лексики и общую легкомысленность, девушки умеют привлечь серьезных контрибьютеров, например, Big wine freaks и Max’s beef for money недавно составили для канала подборку вин на карантинные выходные.

В изоляции авторы скучают, но читать их посреди звериной серьезности остальных новостей одно удовольствие. «Алкоголь во время карантина заканчивается быстрее, чем туалетная бумага. К тому же, развлечений осталось не так много. Вот мы вчера решили культурно пригубить пока готовили ужин, в итоге выжрали две бутылки вина и пива еще сверху и плясали под дарквейв».



Канал «русского шефа в Нью-Йорке» Андрея Ситникова, где еще месяц назад он делился поварскими секретами, описывал будни своей работы в мишленовском ресторане Aska и подтрунивал (иногда весьма едко и неприлично) над гастросрачами московских коллег. Теперь ничего этого нет – Eat.me превратился в хронику пикирующего в кризис главного ресторанного города мира. Если вкратце, то Аskа закрылся, команду распустили, встать на биржу труда за пособием во всеобщем раздрае невозможно… если вы из тех людей, кого утешает мысль, что мы не один такие, жмите join и читайте эти апокалиптические строки и рассуждения о факторе «черного лебедя». Впрочем, есть и жизнеутверждающие вещи. Во-первых, вышла книга Андрея, увлекательный рассказ о нью-йоркском ресторанном закулисье (которое, похоже, мы уже потеряли). Во-вторых, автор полон идей и собирается открыть абсолютно новый канал, где «сливки сливок» поварской профессии будут готовить, снимать еду, обмениваться опытом и дискутировать на тему кухни будущего.


Даниэль Фельдман, веб-мастер и создатель успешных микромедиа (кроме @kudaeda на его счету канал о модных распродажах @sneakersale) всегда четко понимал, для кого он все это делает: субъективные, иногда до крайности, рецензии на любимые рестораны и бары автора, широкой публике порой мало известные, позволяли выбирать из сотни вариантов тем его подписчикам, кто привык проводить досуг вне дома.

В последних выпусках Даниэль, как и многие, переключился на ресторанные доставки. Но снова с расчетом на тех молодых и активных, кто гречкой сыт не будет. Выглядят его обзоры примерно так: что стоит заказать на завтрак из «Северян», как дистанционно раздобыть коктейли у Димы Соколова, какую пиццу быстрее всего привезут из Supernova, где заказать джин и сидр, а где сыр и оливки под них без драконовской наценки. Бонус – по промокоду Kudaeda кое-где можно получить скидку.


Канал балагура от гастрономии Васи Быкова – это увлекательная болтология вокруг еды под бокал вина, ничуть не скандальная, зато бесконечно остроумная. Автор собирает по друзьям рецепты снеди, которую под силу приготовить не только образцовой хозяйке, но и старому холостяку в коммунальной квартире – сырники, бургеры, такос, печеные перцы и прочий утешительный фаст-фуд. Делится утренними советами «что бы сожрать» от Вовки Чистякова (между прочим, шеф-повара Buro TSUM). Учит, прибегая к помощи известных барменов, смешивать коктейли из всего, что под рукой, включая соус от съеденного лечо. Беззастенчиво постит актуальные остроты, например, «самое сложное в наши дни – отличить похмелье от симптомов коронавируса» и тут же делится пронзительно точными наблюдениями: «никогда не заглядывал в столько чужих квартир одновременно и не видел столько лиц и пространств, не обработанных инструментами для селфи. Там, где все было прилично ровным одеялом френд-ленты, нитки торчат устрашающе реально». Из полезного – тесты доставок. Впрочем, Быкова стоит читать не пользы ради, а в качестве психотерапии.


В своем канале обитающий в Нью-Йорке пиарщик и совладелец Moscow Restaurant Week Артем Байбуз старается найти плюсы даже в жизни во время карантина. Публикует старинные трогательные фото и материалы о тако, бургерах и прочей комфортной, но вредной еде, учит готовить салат из одуванчиков, делится съемками на опустевших улицах мегаполиса и живописует одинокие, с соблюдением социальной дистанции, прогулки по Central Park.

Самое ценное – американские реалии, которые становятся близки и нам: видео-сюжеты Артема для Voice of America о рассказывают о традиционных американских завтраках или anxietybacking, массовом помешательстве, охватившем карантинных сидельцев, которые беспрерывно что-то пекут, чтобы справиться с тревогой. Автор намеренно не высказывается на злобу дня и не строит долговременных прогнозов, просто хочет сделать наш сжавшийся до пределов мирок чуточку уютнее. Тем и интересен.