Приготовить шаурму, забить гвоздь и стать звездой: как YouTube изменил мир

Приготовить шаурму, забить гвоздь и стать звездой: как YouTube изменил мир

Стас Погорский   13 февраля 2020
6 мин
Приготовить шаурму, забить гвоздь и стать звездой: как YouTube изменил мир

14 февраля 2020 года YouTube отметит свое 15-летие — за это время крупнейший видеохостинг оказал колоссальное влияние на различные сферы медиа, индустрию развлечений и то, как мы живем. Time Out рассказывает о важнейших проявлениях того, как YouTube изменил мир и интернет.

Всезнающий советчик

Еще в начале нулевых бытовые задачи зачастую решались благодаря личному опыту или разбирающимся в вопросе родственникам и знакомым — сейчас эти подходы уже не в приоритете. В поисках рецепта нового блюда, способа организовать рабочее пространство, починить компьютер или подобрать актуальный лук мы идем в интернет — и чаще всего оказываемся на YouTube.

Здесь тысячи узкоспециализированных каналов, предлагающих миллионы советов и инструкций на любую тему. Воспринимать информацию в видеоформате, конечно, легче всего, ведь это все равно что присутствовать на мастер-классе. Оценить квалификацию советчика в вопросе можно по количеству просмотров, подписчиков и, конечно, соотношением лайков к дизлайкам.

Кроме того YouTube — еще и самый доступный способ самообучения. Здесь нельзя получить аттестат или диплом, но вот саму информацию найти проще простого. Выучить иностранный язык, узнать побольше о событии в истории, научиться азам фоторетуши или рукоделию — все необходимые уроки находятся на расстоянии одного поискового запроса. Проблему доступности сменили муки выбора: просто не знаешь, что тебе на самом деле интересно и важно.

С другой стороны, видео от блогеров не всегда равноценны консультации со специалистами, и даже в популярных роликах можно наткнуться на дезинформацию. Об этом нельзя забывать — особенно когда речь заходит о вопросах ментального и физического здоровья.

Онлайн-фабрика звезд

YouTube стал новой сферой шоу-бизнеса, где популярным может стать любой человек с камерой — даже телефонной. Одна из ярчайших историй успеха принадлежит Джастину Биберу: его карьера началась в 2007 году, когда видео с музыкальными каверами Джастина на YouTube заметил его будущий продюсер.

При этом можно быть звездой и не покидая пределов стримминговой платформы. Примеров тысячи: певцы, музыканты, техноблогеры, художники, эссеисты, аниматоры, влогеры, трэвел-блогеры, фотографы и даже режиссеры.

Стоит отметить уникальную сферу бьюти-блогеров — пользователей, записывающих гайды по созданию различных луков с помощью макияжа, маникюра и подбора одежды. Чтобы вы понимали: ютуберы вроде Джеффри Стара и Никки де Ягер выпускают собственные косметические продукты! Последнюю, к слову, пригласили вести «Евровидение 2020».

Отдельно можно выделить и влияние сервиса на музыкальную индустрию: количество просмотров свежего клипа на YouTube теперь важнее мест в чартах и прочих метрик. Самый быстрый и эффективный способ запустить чью-то карьеру — выложить максимально виральный ролик. Чего только стоит PSY, превратившийся из неизвестного исполнителя в мировую суперзвезду благодаря клипу на песню Gangnam Style (3,5 миллиарда просмотров).

Как и любая сфера шоубизнеса, YouTube не обходится без громких скандалов:

Играть в видеоигры и получать за это деньги

YouTube наравне с платформой онлайн-трансляций Twitch исполнил мечту поколений, выросших с любовью к видеоиграм. Через пару лет после запуска сервиса набрал популярность жанр игровых видео let’s play («давайте сыграем») — так называются ролики, в которых автор показывает процесс прохождения и, как правило, комментирует его через аудио или видео с вебкамеры.

Такие ролики до сих пор собирают миллионы просмотров. Бесчисленное количество геймеров получили возможность подзаработать с помощью любимого хобби, а часть даже превратило его в карьеру. Причем с завидным доходом: главный летсплеер мира PewDiePie, недавно отметивший свое 30-летие, зарабатывает более 15 миллионов долларов в год — то есть почти миллиард рублей.

Цифровая няня

Одна из самых крупных и неоднозначных частей YouTube — семейные и детские видео. Современные родители часто включают детям видео на телефоне, чтобы чем-то занять их в очередях и в дороге, а также чтобы успокоить без лишних усилий. Устоять от использования столь простого и эффективного лайфхака сложно.

С одной стороны, на видеохостинге доступна гигантская библиотека мультфильмов от сверхпопулярных «Маша и Медведь» и «Смешариков» до советской классики — в этом смысле YouTube мало чем отличается от детских телевизионных каналов. К тому же, он бесплатен и доступен практически на всех современных устройствах с экраном.

С другой стороны, YouTube — такое же непредсказуемое пространство, как и остальной интернет, а значит, ребенка там нужно если не контролировать, то хотя бы направлять и не оставлять без присмотра надолго. Мультик на неофициальном канале может незаметно смениться странным видео с яркой картинкой и сомнительным содержанием — на сервисе достаточно низкопробных и очень странных роликов, пытающихся вклиниться в рекомендательные алгоритмы.

Time Out составил список интересных детских каналов с обучающими видео:

Познавательные YouTube-каналы для детей и школьников

Владельцы сервиса, конечно, понимают проблему и постоянно ужесточают фильтрацию детского контента, но слепо доверять ей не стоит.

Обзорщики и реклама

YouTube — неотъемлемая часть сферы инфлюенсеров, то есть «людей, влияющих на чужие мнения». Если раньше развернутые обзоры на фильмы, игры, гаджеты или, например, автомобили можно было получить разве что в профильной прессе, сейчас чужое мнение становится все более востребованным именно в видеоформате.

В этом смысле видеохостинг стремительно вытесняет классическую журналистику. Издатели, прокатчики и производители смартфонов все чаще стремятся наладить хорошие отношения именно с видеоблогерами: возят их на всевозможные презентации, предоставляют свою продукцию на обзор, заказывают рекламные и партнерские видео.

Раньше так называемые проплаченные рецензии было сложно отличить от честного мнения, но сейчас среди крупных блогеров считается обязательным помечать рекламный контент хотя бы в текстовом описании.

Новая культура потребления контента

YouTube агрессивно интегрируется во все информационные и развлекательные сферы. Если вы ждете какой-то фильм, то почти неизбежно зайдете на хостинг посмотреть его трейлер. Хотите узнать подробнее о каком-то событии — все вероятнее, что откроете тематический ролик, а не прочитаете о нем. Хочется убить время пассивным развлечением — опять же, вам дорога на YouTube.

Хотя крупнейший видеохостинг — только часть неостановимой цифровой революции, он играет в ней ключевую роль и гарантирует, что видео останется важнейшим форматом медиа будущего. Даже соотношение сторон экранов смартфонов (ключевой элемент дизайна) сделано таким, чтобы на них было комфортно смотреть YouTube.

Самое важное достижение YouTube к своему 15-летию — то, что сервис не только пережил многочисленных конкурентов, но и стал практически синонимом интернет-видео. Такими темпами его популярность будет только расти.