5 операторских шедевров Роджера Дикинса

5 операторских шедевров Роджера Дикинса

Дмитрий Евстратов   24 мая 2023
6 мин
5 операторских шедевров Роджера Дикинса

Не только актеры и режиссеры становятся звездами в мире кино. Критики со всего мира отдают должное оператору Роджеру Дикинсу: это настоящий мастодонт, с которым мечтают поработать ведущие режиссеры Голливуда. 24 мая Дикинс отмечает свое 74-летие: в честь праздника Time Out вспоминает 5 лучших работ великого оператора Голливуда.


Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption, 1994, реж. Фрэнк Дарабонт) 

Тюремная драма режиссера Фрэнка Дарабонта по праву считается культовой лентой и непременно приходит на ум, когда речь заходит о любимых зрительских фильмах. При этом культовость «Побега из Шоушенка» ковали не только часто упоминаемые режиссер и пара главных актеров в лице Тима Роббинса и Моргана Фримана, но и человек, виртуозно управляющий камерой — Роджер Дикинс.  

Акцент в фильме был сделан прежде всего на крупных планах, что позволило актерам в полной мере отыграть самые эмоциональные сцены, а зрителю — стать непосредственным участником событий. Основной операторской задачей Дикинса было сохранить надежду в условиях абсолютного и беспросветного заточения. Оттого особенно яркой стала сцена освобождения главного героя, вздымающего руки к небесам под проливным дождем и сверкающими молниями: зритель вместе с камерой поднимается выше и выше, отпечатывая в памяти миг обретения свободы. Подобные операторские решения и стали одной из причин успеха «Побега из Шоушенка», а заодно принесли Роджеру Дикинсу первую номинацию на премию Оскар за лучшую операторскую работу в 1995-м. 


Старикам тут не место (No Country For Old Men, 2007, реж. Итан и Джоэл Коэны)

Кинематографический союз братьев Коэнов и Роджера Дикинса обернулся несколькими настоящими шедеврами. Совместными усилиями режиссеры и оператор сняли двенадцать фильмов, среди которых «Фарго», «Большой Лебовски», «Железная хватка» и, наверное, самый художественно успешный проект братьев Коэнов — «Старикам тут не место».  

Эта кинолента — ярчайший пример удачной работы со светом и тенью, и едва ли можно найти оператора, который превосходит в этом Дикинса. В картине «Старикам тут не место», как и во многих других работах, оператор умело использует контрасты и совмещение теплых и холодных цветов, подчеркивая основную сюжетную канву фильма — погоню. Персонаж Хавьера Бардема, хладнокровный киллер Антон Чигур, чаще всего снят снизу, что изначально ставит его выше других героев и говорит о его силе. С помощью подобных визуальных принмов братьям Коэнам и Роджеру Дикинсу удалось создать один из самых страшных образов антагонистов в истории кино. 


Пленницы (Prisoners, 2013, реж. Дени Вильнев) 

«Пленницы» стали первой совместной работой Роджера Дикинса и канадского режиссера Дени Вильнева. Высоко оцененный как критиками, так и зрителями психологический триллер стал одним из важнейших фильмов 2013 года, не в последнюю очередь благодаря продуманным и нетривиальным операторским решениям Дикинса.  

Оператору было важно поддержать основную особенность картины — постоянно нарастающий психологизм и эмоциональные различия между героями. Для этого кадры в «Пленницах» часто представляли собой сборники контрастов: специально затемненные кадры были дополнены резкой и яркой цветовой вспышкой. К примеру, единственный источник света в темном подвале — лампочка или фонарь, позволяющие фокусировать внимание только на эмоциях или важных элементах кадра и задающие совершенно иной уровень саспенса. Помимо этого, в ленте Дикинс часто предлагал зрителю смотреть на героев сквозь грязные или мокрые стекла, будто бы размывая их — этот прием подкреплял неопределенность героев перед лицом страха и играл важную роль в формировании атмосферы фильма. Работа над «Пленницами» позволила Дикинсу завоевать очередную номинацию на премию «Оскар», однако награда вновь обошла его стороной…  



Несломленный (Unbroken, 2014, реж. Анджелина Джоли) 

Военная драма «Несломленный» стала одним из дебютных режиссерских проектов Анджелины Джоли. Для экранизации истории об американском легкоатлете, попавшем в плен к японцам в ходе Второй мировой войны, Джоли требовался опытный оператор, который помог бы умело преподнести важную и сложную историю о преодолении. Таким человеком как раз и оказался Роджер Дикинс.  

С помощью камеры Дикинс рассказывал об относительности времени: быстрые легкоатлетические забеги сравнивались с ужасающе долгим и мучительным пребыванием в плену. При этом в обоих случаях упор делался на крупных планах, чтобы точно передать эмоции главного героя, его борьбу с соперниками и самим собой как на беговой дистанции, так и в лагере военнопленных. Операторское мастерство Дикинса вновь было оценено Американской киноакадемией, однако и в этот раз статуэтка ускользнула от оператора.  


Бегущий по лезвию 2049 (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев) 

Главный операторский шедевр Роджера Дикинса был создан вместе с Дени Вильневым. Сиквел «Бегущего по лезвию» сохранил все лучшие черты оригинального фильма Ридли Скотта 1982 года — и с помощью коллаборации режиссера и оператора стал новым образцом гениального визуального повествования.  

Кажется, «Бегущий по лезвию 2049» стал работой жизни для Роджера Дикинса. Оператор не просто снял кино, он создал целое художественное произведение, каждый кадр которого достоин быть частью экспозиции лучших музеев мира. Выверенная геометрия кадров, работа со светом, цветовые контрасты — все это часть визуального нарратива. Цвета и локации в ленте создают цикличность и визуально дополняют путь главного героя Кея в исполнении Райана Гослинга: постепенный переход от холодных и темных цветов в начале фильма к теплым цветам кульминации отражают эмоциональное состояние Кея и его поиск, а финальное принятие персонажем самого себя вновь возвращает на экран холодные цвета. Таким образом, цвета и локации стали отдельными персонажами, представляющими второй пласт истории. Благодаря гениальной работе Дикинса «Бегущий по лезвию 2049» получился одним из самых визуально совершенных фильмов, а сам оператор впервые был удостоен премии «Оскар» за лучшую операторскую работу после почти полутора десятков номинаций.