5 экранизаций, которые стали хитами благодаря авторскому видению режиссеров

5 экранизаций, которые стали хитами благодаря авторскому видению режиссеров

Виктория Савина   15 января 2020
4 мин
5 экранизаций, которые стали хитами благодаря авторскому видению режиссеров

На сегодняшний момент существует неисчислимое количество как успешных, так и бездарных киноадаптаций, и ориентироваться в этом потоке становится все трудней. Time Out выбрал пять фильмов, которые, имея в основе литературное произведение, оказались поистине авторскими шедеврами и выделяются оригинальностью подачи и особой атмосферой.

Сияние (The Shining, 1980, реж. Стэнли Кубрик) 

«Сияние» Стэнли Кубрика либо обожают, либо ненавидят — в первую очередь за то, что режиссер пошел наперекор Стивену Кингу и «перекроил» смысл книги. В отличие от автора романа, который видел основную причину произошедших событий в сверхъестественных явлениях, Кубрик свел мистику к минимуму и сделал акцент на психоанализе одного из главных героев — Джек Торренс предстает в фильме одержимым графоманом с явным багажом детских травм. 

С одной стороны, жалко, что из фильма выпал элемент мистики и подробный портрет «сияющего» мальчика Дэнни Торренса. С другой стороны, Кубрик углубляется в исследование разума Торренса-старшего и оставляет открытым вопрос о воздействии паранормальных сил, что рождает еще больший страх — получается, необузданная и неизведанная человеческая природа может представлять не меньшую опасность… 

Солярис (1972, реж. Андрей Тарковский) 

Сложно сказать, кто был больше недоволен экранизацией своей книги — вышеупомянутый Стивен Кинг или автор научно-фантастического романа «Солярис» Станислав Лем. Писатель говорил, что Тарковский полностью перекроил смысл истории и сделал своего рода «Преступление и наказание». 

Впрочем, хотя экранизация и уводит зрителя от основной идеи Лема, она позволяет глубже исследовать этические проблемы, которые, если верить Фрейду, похожи на один сплошной водоворот бессознательного. Тарковский помещает главных героев в своеобразную лабораторию и предлагает понаблюдать, получится ли у них выдержать вторжение внеземного разума в самые сокровенные уголки их душ и смогут ли они бесстрашно взглянуть в глаза совести.

В один ряд с «Солярисом» стоит поставить еще одну экранизацию режиссера — «Сталкер». В картине, снятой по повести братьев Стругацких, Тарковский снова уходит от строгой научной фантастики и делает акцент на поисках веры и душевного исцеления. 

Ребенок Розмари (Rosemary's Baby, 1968, реж. Роман Полански) 

Всего через год после выхода книги Айры Левина «Ребенок Розмари» Роман Полански снял экранизацию, которая впоследствии оказала огромное влияние на весь жанр мистического триллера. 

Роман Левина сам по себе является остросюжетным, но Полански погрузил героев в особенно гнетущую атмосферу. При этом события, описанные в книге, воспроизведены максимально точно — режиссер даже специально узнавал, в каком именно номере журнала «The New Yorker» Гай Вудхаус увидел рубашку, которую захотел купить. Полански использовал в фильме отлично показавший себя в «Отвращении» прием тревожного ожидания и, конечно, сыграл на самой сокровенной в то время теме — беременности, которая становится для женщины кошмаром.

Все происходящее подкреплено убаюкивающей мелодией Кшиштофа Комеда, которая, с одной стороны, олицетворяет чистоту и невинность, а с другой, на фоне мистических событий делает реальность еще более зловещей. 

Морфий (2008, реж. Алексей Балабанов) 

Алексей Балабанов всегда очень тонко и бескомпромиссно освещал присущие современной России реалии — стоит только вспомнить «Груз 200» и «Про уродов и людей». В экранизации знаменитого булгаковского цикла «Записки юного врача» и конкретно рассказа «Морфий» режиссер не менее аутентично показывает начало прошлого века.

Фильм снят спустя почти столетие после описываемых событий, что позволяет бескомпромиссно показать всю неприглядную правду того времени, в том числе бесчинства большевиков. Кроме того, максимально натуралистично в картине продемонстрирована физиологическая и психическая зависимости от наркотиков.

Нужно отдать должное Бодрову-младшему, по чьему сценарию Балабанов снимал «Морфий», — им была проведена ювелирная работа по объединению отдельных рассказов булгаковского цикла в единое линейное повествование. 

Бегущий по лезвию (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт) 

Эта экранизация научно-фантастического романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» славится режиссерской версией, финал которой оставляет вопрос об истинном происхождении главного героя Декарда открытым и предоставляет зрителю возможность раз за разом анализировать картину и самостоятельно искать ответы. Кроме того, «Бегущий по лезвию» является ярчайшим фильмом в жанре антиутопии и отличается потрясающей нео-нуарной стилистикой, которая идеально сочетается с киберпанком. 

В картине Скотта затронуты не только проблемы глобального масштаба, в числе которых произошедший блэкаут, но и вопросы межличностных взаимоотношений, этики и морали, а также поиска своего я.