Абсурднее «Кошек»: 5 очень странных фильмов

Абсурднее «Кошек»: 5 очень странных фильмов

Иван Афанасьев   5 января 2020
3 мин
Абсурднее «Кошек»: 5 очень странных фильмов

2 января в прокат вышел фильм «Кошки» – мюзикл, основанный на одноименном произведении Эндрю Ллойда Уэббера. Еще на этапе просмотра трейлеров фильм, мягко говоря, смутил всех: антропоморфные коты с человеческими лицами поют и танцуют. На большом экране это зрелище выглядит еще более сюрреалистично. Time Out вспомнил еще 5 очень странных фильмов, которые вызывали оторопь и удивление своей концепцией.

Обед нагишом (Naked Lunch, 1991, реж. Дэвид Кроненберг)

Фильмография киноантрополога Кроненберга в целом достойна того, чтобы называться странной, но более сумасшедший фильм, чем этот, даже у него представить сложно. Экранизация культового романа Уильяма Берроуза «Голый завтрак» была рискованным проектом – переложить на язык кино галлюциногенный литературный трип знаменитого битника задача почти невозможная.

Тем не менее, у Кроненберга получилось. История о парне, который убивает свою жену по приказу загадочных агентов-жуков и отправляется в Танжер искать поставщиков наркотика под названием «черное мясо», по ощущениям напоминает нечто среднее между сказкой и путешествием в разум закоренелого наркомана.

Дом (Hausu, 1977, реж. Нобухико Обаяси)

Если думаете, что вам хоть что-то известно о загадочной японской душе, но не видели этот фильм – считайте, что вы ничего не знаете. Специфический жанр японских ужасов кайдан, основанный на японской мифологии (в которой жути выше пагоды) – зрелище для европейского зрителя очень странное. В нем могут мирно сосуществовать летающие головы из колодца, смертоносные сосульки, одержимое духами пианино, кот-оборотень и много другой странной азиатской чертовщины.

При этом – смотреть «Дом» как фильм ужасов довольно сложно: в нем поют, танцуют, а все та же летающая голова хватает одну из героинь за зад. Странная помесь комедии, хоррора и гротеска сделала этот фильм по-своему культовым.

Побудь в моей шкуре (Under The Skin, 2013, реж. Джонатан Глейзер)

Словосочетание «фильм со Скарлетт Йоханнсон» вызывает ассоциации с супергеройским кино, боевиками, романтическими комедиями и чем угодно еще. Но никак не с психоделическим, очень медленным фантастическим триллером об инопланетянке, которая примеряет на себя «костюмы» из кожи убитых ею людей. Будто бы снятый Дэвидом Линчем (недаром один из героев похож на Человека-Слона), «Побудь в моей шкуре» предлагает почти полное отсутствие внятного сюжета, мотивации героини и вообще логики происходящего.

Это фильм-воплощение: тревоги непознаваемого, имманентной невозможности сопоставления прекрасного образа Йоханнсон  и обнажения парадоксально омерзительной внутренней природы существа, примеряющего на себя «ее шкуру».

Страна приливов (Tideland, 2005, реж. Терри Гиллиам)

Самый спорный и непонятый фильм великого англичанина, который некоторые окрестили «бессвязной отвратительной мутью», а кто-то назвал чуть ли не лучшим творением режиссера. Картинам Гиллиама в целом присуща любовь к искажению реальности в потоке странного галлюциногенного бреда, но «Страна приливов» бьет все рекорды. Местами невероятно натуралистичная, при своей фэнтезийной природе, притча о девочке, потерявшей родителей-наркоманов, рядится то в «Алису в стране чудес», то в «Гензель и Гретель», то в «Психо» Хичкока, а то и вовсе ударяется во фрейдизм и чуть ли не цитирует Тибетскую книгу мертвых. Мрачная сказка об ужасах нездорового детства – такую точно на ночь детям не расскажешь, да и сам без отвращения не прочтешь.

Ты, живущий (Du levande, 2007, реж. Рой Андерссон)

То ли мрачная, то ли смешная череда коротких эпизодов (аж пятьдесят историй!) из жизни разных людей, которые постепенно становятся все абсурднее и абсурднее. Психиатр, вместо терапии выписывающий своим пациентам «таблетки помощнее», мужчина, во время секса с женой рассказывающий о пожертвованиях в пенсионный фонд, бизнесмен, который доводит своей прической начальника до инсульта…

Сюжет в фильме отсутствует как таковой даже внутри самих сценок: для авангардиста Андерссона скорее было важно передать ощущение жизни в мире, в котором все перевернуто с ног на голову, но который так похож на наш с вами. А летящие в конце бомбардировщики вкупе с общей слегка чокнутой интонацией фильма как бы намекают, что мы находимся на пороге конца света.