Топ 100 феминистских фильмов за всю историю

100 лучших феминистских фильмов за всю историю

Эбби Бендер, Кэт Кларк, Фил Де Семльен, Томрис Лаффли, Хелен O’Хара, Джошуа Роткопф, Анна Смит, Ханна Штрек   15 августа 2019
1 мин

Раньше женщины в борьбе за свои права выходили с плакатами на улицы — в наш век прогресса мостовые и площади заменил интернет. Такие крупномастштабные акции пользовательниц социальных сетей, как известные #яНеБоюсьСказать и #MeToo, направленные на освещение проблем женщин в современном обществе, ведут к с серьезным и долговечным переменам. И эти изменения отделяют одно поколение от другого.

В поисках вдохновения мы смотрим лучшие феминистские фильмы — от оскароносной классики до диких экшн-фильмов. В подборке Time Out — результат работы и борьбы нескольких поколений. Не жалейте времени на просмотр, все представленные фильмы этого достойны. Обещаем: если вы их посмотрите — вы станете лучше. К тому же будете осведомлены о пути, который уже пройден, и о целях, которые нам еще предстоит достичь.  

\"\"

1. Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080 (Jeanne Dielman, 23, quai du commerce, 1080 Bruxelles, 1975)

1/10

Режиссер: Шанталь Акерман

Один из лучших фильмов всех времен, шедевр Шанталь Акерман длится почти три с половиной часа (и ни на секунду не кажется затянутым) показывает три дня ужасающей рутины вдовы-домохозяйки. Это кино — дань уважения всем безымянным матерям и создательницам домашнего уюта во всем мире (включая саму Шанталь). Акерман делает свое кино подобным метроному: мы видим Жанну (Дельфина Сейриг) и ее список дел, который включает в себя готовку, уборку, покупку продуктов, воспитание и, ко всеобщему удивлению, предоставление секс-услуг — и все это чтобы только сводить концы с концами. А когда эта шаткая система нарушается, Жанна оказывается вынуждена пойти на убийство. 

Революционная картина Акерман, в которой причиной женского отчаяния становится бесконечная рутина домашних обязанностей, навсегда останется одной из самых значимых для феминизма. 

2. Его девушка Пятница (His Girl Friday, 1940) 

Режиссер: Ховард Хоукс

Печально осознавать, что комедия, снятая 79 лет назад, дает более реалистичный портрет отношений между мужчиной и женщиной на рабочем месте, чем большинство современных фильмов — но можно порадоваться, что такой фильм вообще есть. 

Хильди Джонсон (Розалинд Расселл) — отличный репортер, ее карьера идет в гору, ее уважают в профессиональном кругу. Большинство мужчин-коллег относятся к ней с осмотрительным почтением, а начальник и по совместительству бывший муж Уолтер Бернс (Кэри Грант) придумывает, как вновь завоевать любовь героини и вернуть право на ее репортажи. При этом Уолтер пытается убедить девушку, что это он ее всему обучил. А находчивая, уверенная в себе и упорная Хильди делает все, что только пожелает. 

Джонсон отлично выполняет свою работу, потому что умеет слушать и сопереживать, но для хорошего материала не боится и разоблачить кого-нибудь. А в основе ее отношений с мужем — умение Хильди быть умнее, смешнее и остроумнее, чем остальные. И это идеальный слоган для любой феминистки. 

3. Пианино (The Piano, 1993) 

Режиссер: Джейн Кэмпион

Из творчества Джейн Кэмпион — а это фильмы о девушках, слишком диких и слишком сложных для нормативного общества — вышло целое поколение женщин в кинематографе. «Пианино» — ее лучший и всеми любимый фильм. XIX век, Ада (Холли Хантер), немая пианистка, переезжает из Шотландии в Новую Зеландию, чтобы выйти замуж за мужчину (Сэм Нил), которого она никогда не видела. После того, как ее новоиспеченный муж отказывается переносить пианино с пляжа в дом, Ада по клавишам «выкупает» пианино у местного бывшего моряка (Харви Кейтель) за услуги сексуального характера. Но Ада — не жертва. «Пианино» исследует эротичность и фетишизм с точки зрения женщины. Кроме того, как и у всех героинь Кэмпион, личность Ады непроста и противоречива. 

Картина вызвала всеобщее одобрение и собрала множество наград, включая «Золотую пальмовую ветвь» и три «Оскара». Ну и о грустном: Кэмпион стала только второй в истории женщиной-номинанткой на премию «Оскар» за лучшую режиссуру. И проиграла она Стивену Спилбергу, но на деле ее картина — абсолютный победитель. 

4. Клео от 5 до 7 (Cléo de 5 à 7, 1962) 

Режиссер: Аньес Варда

Аньес Варда уже давно стала для феминистски настроенных людей иконой в мире кинематографа. «Клео», принесшая режиссеру известность, являет собой чуткий и обманчиво простой портрет женской природы. Молодая певица Клео (Коринн Маршан) ждет судьбоносные результаты медицинского теста, которые должны стать известны с пяти до семи вечера. Сюжет фильма не тяготеет к мелодраматизму, но погружает зрителя во внутренний мир героини. Мы можем в режиме реального времени познакомиться с героиней, узнать ее характер. Мы видим Клео ее глазами, когда она рассматривает себя в зеркале; мы чувствуем, какая борьба происходит внутри девушки, когда мужчины не воспринимают ее всерьез. 

Варда — без личных суждений и лишних эмоций — снимает кино о женщине, которая размышляет над собственной смертностью. И снимает его безупречно. 

5. Женщина не в себе (A Woman Under the Influence, 1974) 

Режиссер: Джон Кассаветис

Выражение «сильный женский характер» в данном случае нам не поможет. Что насчет женщин, которые страдают психическими расстройствами, которые просто слишком ранимые, которые не в состоянии с собой совладать? В фильме «Женщина не в себе» Джина Роулендс искусно исполняет роль домохозяйки Мэйбл, жены строителя (Питер Фальк). Мэйбл тяжело дается держать себя в руках, она выпивает и фактически ходит по краю пропасти.

Снятый мужем Роулендс — легендой авторского кино Джоном Кассаветисом — фильм рассказывает не только о нездоровом человеке, находящимся на грани срыва. Но также и о роли итало-американских мам-домохозяек в Лос-Анджелесе 70-х годов. Мейбл игнорировали, ее дух сломлен. Реалистичность не только фильма, но и портрета самой Роулендс заставляет зрителя поражаться и задаваться вопросом: о какой жизни мечтает героиня, эта странная женщина, оказавшаяся в переполненной детьми однушке, где выдохнуть-то негде. 

6. Дочери пыли (Daughters of the Dust, 1991)

Режиссер: Джули Дэш

В дебютном фильме Джули Дэш действие происходит в 1902 году. Члены племени Гулла (потомки африканских рабов, живущие в наше время возле побережья Южной Каролины) решили перебраться поглубже на материк и во второй раз за свою историю были вынуждены покидать родные места и переживать боль расставания с прошлым. Розоватые пляжи, живописные пейзажи, переливчатая речь героинь — все это больше напоминает сон, и традиционные ритуалы, показанные в фильме, только усиливают ощущение. 

Джули Дэш, как и Ричард Линклейтер и Тодд Хейнс, стала известна благодаря кинофестивалю Sundance 1991 года, и хотя ее карьера не достигла тех высот, каких могла бы, примечательно, что «Дочери пыли» — это первый фильм, снятый афроамериканкой, который вышел в прокат. 

7. 4 месяца, 3 недели и 2 дня (4 luni, 3 saptamâni si 2 zile, 2007) 

Режиссер: Кристиан Мунджиу

Мунджиу профессионально расправляется с постыдными страницами румынской истории, которые касаются угнетения женщин. Действие фильма происходит в последние годы диктатуры Чаушеску, а съемки заняли огромное количество времени и сил. Отилия (Анамария Маринка) помогает своей соседке по общежитию Габицэ (Лаура Василиу) сделать незаконную и смертельно опасную операцию — аборт.  

Эта картина-лауреат Каннского фестиваля, исполненная непрерывного страха, делает зрителей свидетелями настоящего отчаяния. Истоки которого в тирании государства, не дающего женщинам права распоряжаться собственным телом. 

Как растет тревога героинь, так растет и наша симпатия — к ним и ко всем другим, кого лишили права выбора. 

8. Безумный Макс: Дорога ярости (Mad Max: Fury Road, 2015) 

Режиссер: Джордж Миллер

В умопомрачительном перезапуске «Безумного Макса» воин дороги нашел себе равного партнера: картина Миллера пленит не только беспрецедентным сочетанием взрывающихся машин и женского гнева, но и образом самой Фуриосы (Шарлиз Терон) — женщины, которой совершенно наплевать, считаешь ли ты ее крутой. По факту, номинальный главный герой картины, Макс Рокатански (Том Харди), большую часть экранного времени являет собой отстраненного наблюдателя, в то время как у руля — не только автомобиля, но и всего фильма — Фуриоса. Воительница сбежала от Бессмертного Джо, освободив всех его жен. Шедевр феминизма? Ладно, может быть, концовка все портит —  Макс героически спасает Фуриосе жизнь; да и жены Джо, похожие на супермоделей с обложки, подозрительно напоминают мифические иконы женственности… Но все-таки сколько вы знаете фильмов, где крутые женщины голыми руками рвут на части токсичный патриархат? Сколько боевиков, где герой-мужчина отходит на второй план? Хотя бы поэтому стоит отдать должное этой картине.

9. Начисто (Ladies and Gentlemen, the Fabulous Stains, 1982) 

Режиссер: Лу Адлер

Нет ничего круче культовой классики 80-х. Картина Адлера показывает, какими сильными могут быть девочки-подростки. Коррин Бернс (Дайан Лэйн) собирает рок-группу, в составе которой исключительно девушки. Да, может быть, музыка у них не гениальная, но зато они уверены и в себе, и к тому же у них бесподобный стиль! Постепенно группа становится все более и более популярной, и толпы фанаток начинают копировать стиль Коррин — резкие красно-черные цвета с макияжем в стиле Дэвида Боуи с обложки альбома «Aladdin Sane». Эксцентричный, местами вульгарный панк-рок всегда считался мужской территорией, но Адлер показал, что женщинам такое бунтарство и самовыражение нужно не меньше — а может быть, даже и больше. 

10. Тельма и Луиза (Thelma & Louise, 1991) 

Режиссер: Ридли Скотт

«А что, если бы кто-то так вел себя с твоей матерью, или с твоей сестрой, или с женой?» — обращается Луиза (Сьюзен Сарандон) к водителю грузовика, который в разговоре с ней делал грязные намеки. 

Минула четверть века, а посыл картины — всему есть предел, а хорошенького понемножку, — сейчас как никогда актуален. Когда Луиза убивает маньяка, напавшего на Тельму (Джина Дэвис), они даже не вызывают полицию, осознавая, что им все равно никто не поверит. Как бы они поступили в такой ситуации в 2019? 

Фильм Скотта радикально изменил судьбу киносюжета о женской дружбы, но изменилось ли что-то еще? На Каннском фестивале Сьюзен Сарандон сказала: «После “Тельмы и Луизы” поговаривали, что количество фильмов с женщиной в главной роли увеличится. Но этого не случилось». Что ж… мы все еще может это исправить.