Рецензия на фильм Итальянец, отзывы критиков о кинофильме Итальянец, все актеры | Time Out
7.7/10
7.5/10

Итальянец (2005 год)

16+

Страна
Россия
Длительность
90 мин.
Премьера в мире
14 февраля 2005 г.
Премьера в России
22 сентября 2005 г.
Сборы, в мире
$1 983 666
Сборы, в России
$160 000

О фильме

Российский кандидат на "Оскар" за лучший иностранный фильм в этом году "Итальянец" Андрея Кравчука - кино, которое можно и, наверное, нужно смотреть всей семьей.

Актеры

Рецензия на фильм

В областном детском доме активно работает мафия по усыновлению детей. В обход официальных инстанций ушлая тетка Жанна Аркадьевна направляет в детдом жаждущих полноценного семейного счастья бездетных итальянцев. Денежки исправно капают ей в карман, процент уходит на водку для директора заведения, а детишки уезжают в теплую Италию и живут себе там долго и счастливо.

В самом детдоме в общем и целом царит вполне человеческий дух, старшие воспитывают младших, директор неумело, но и незло пытается установить подобие порядка, подросшие воспитанницы зарабатывают проституцией, но остаются милыми и добрыми девушками. Быт убогий, порядок установлен по понятиям, но жить по этим понятиям возможно. Так продолжается до тех пор, пока готовящийся к отъезду в Италию шестилетний мальчик Ваня Солнцев (Коля Спиридонов) не решает найти свою биологическую мать. Для этого парень научился читать, залез в сейф за личным делом и отправился тайком во взрослую жизнь искать маму, поставив на уши бизнесменшу Жанну, ее водителя и директора.

История о приключениях Вани снята Кравчуком как бы скрытой камерой на чуть выцветшую пленку. Детский голосок мальчика в гулком хоре взрослых как будто разрезает пространство, заставляя прислушаться и улыбнуться. Чем ближе Ваня к желанной цели, тем ярче и контрастнее становится картинка. Коля Спиридонов, трогательный глазастый мальчишка — отличный пример детской органики, которая зачастую и «вытаскивает» подобные фильмы. Но здесь надо отдать должное Кравчуку, окружение у маленького артиста вполне достойное. Никто не впадает ни в трагедию, ни в пафос, ни в истерику. Все взрослые (а их здесь немало, и по большей части это эпизодические персонажи) играют как бы на полутонах: тихие голоса, полуулыбки и абсолютно «живая», не утрированная киноинтонация.

В малобюджетном фильме Кравчука «беднота съемочного процесса» обыграна и сценарно, и визуально. Серый мир, серые одежды на детдомовцах, провинциальное захолустье, пара домов и электричка, дорогая шуба на бизнесменше, ее же джип — вот и вся декорация к истории. Но этого видеоряда вполне достаточно, и именно лаконичность превращает потенциально душещипательную историю типа «мамы для мамонтенка» в совсем не слезливую и не дидактическую драму о том, что мир вокруг не так уж плох и в нем всегда есть место чуду, в которое, правда, способны поверить только дети.

Эта тихая драма уже получила Гран-при Берлинского кинофестиваля детских фильмов, но «Оскар» картине вряд ли дадут. Девять лет назад (а это совсем немного) американские академики уже отдали статуэтку чешскому фильму «Коля» о приключениях маленького мальчика, и сейчас они скорее всего предпочтут камерной истории что-то помасштабнее. Зато в картине Кравчука нет гипертрофированных ужасов о жизни российских сирот — быт убог, жизнь не прекрасна, но вполне выносима. По крайней мере, слишком сильно жалеть нас не будут. И это хорошо.

Открыть рецензию

Постеры

Похожие фильмы

Фильм в коллекциях