Корабли, потерпевшие крушение в Сочи | Город | Time Out

Корабли, потерпевшие крушение в Сочи

Валентина Романовская   5 ноября 2022
5 мин
Корабли, потерпевшие крушение в Сочи

Доподлинно неизвестно, сколько древних кораблей затонуло в водах Черного моря возле берегов Сочи. Time Out расскажет о событиях затонувших кораблей 20 и 21 веков.


 Сухогруз «Роклифф»

Сухогруз «Роклифф» затонул в годы Первой мировой войны в водах Черного моря. Говорят, от судьбы не уйдешь. Так и есть — вначале судно попало под торпедный обстрел, который велся с немецкой подводной лодки. Получив пробоину, сухогруз с трудом добрался до ближайшей отмели, но там его накрыл артиллерийским огнем германо-турецкий крейсер «Breslau». Корабль пошел ко дну, но, к счастью, почти всей команде удалось спастись. Произошло это в 1916 году в районе поста Вардене в Сочи.

Останки корабля лежат на глубине 3-х метров на расстоянии 600 м от берега. Несмотря на то, что уже прошло больше века, судно неплохо сохранилось, привлекая к себе внимание любопытных дайверов. В хорошую погоду даже с катера можно рассмотреть корму, котлы, винт, часть носа и механизмы паровой машины, ставшие сегодня пристанищем для мидий и других морских обитателей.


Судно «Ян Томп»

Известно, что канадский грузовой пароход «Neebing», спущенный на воду летом 1903 года, был приобретен в 1923 г. Совторгфлотом. На нем доставляли паровозы из Швеции в СССР. С 1925 года судно вошло в состав Черноморского пароходства под именем «Томп», позднее его переименовали в «Ян Томп».

Во время Великой Отечественной войны корабль был зачислен в состав Черноморского флота, в качестве военизированного судна. В августе этого же года «Ян Томп», в сопровождении тральщика и двух сторожевых катеров, вышел из Поти в Туапсе с грузом 600 тонн муки. В районе Лазаревского, судно внезапно было атаковано немецкими торпедными катерами. Одной из торпед было повреждено машинно-котельное отделение. Продержавшись на плаву в течение семи минут, судно затонуло. При этом погибло 5 человек, остальных, выбросившихся за борт, поднял на борт сторожевой катер и доставил в Сочи. Всего было спасено 37 членов экипажа.

«Ян Томп» можно найти в 2-х километрах от берега на глубине 40 метров. На нем, как и на «Роклиффе» сегодня совершенно другие члены экипажа — мидии и рапаны.


Судно «Азов»

70 лет назад у берегов Вишневки от бомбы, сброшенной с немецкого самолета, затонул корабль «Азов», плывший из Туапсе в Поти. Судно занималось доставкой на поля сражений боеприпасов и личного состава, а назад увозило раненых.

Пароход успел совершить 12 рейсов. При одной из бомбежек получил 800 пробоин, но выжил. Однако в октябре 1942-го года фашисты добились успеха. Корабль стал тонуть. Сторожевые катера отбуксировали его ближе к берегу, где он и застрял на мели. Благодаря этому спаслось 26 моряков. Двое, к сожалению, утонули.

Сегодня судно покоится в 150 м от берега — на 7-ми метровой глубине. В Лазаревском районе Сочи находится памятник кораблю. Пятиметровый монумент установлен в Вишневке, там, где лежат останки «Азова».


Сухогруз «Калашин»

В 1970 году недалеко от Лазаревского потерпел крушение югославский сухогруз «Калашин». Из-за тумана вахтенный не увидел берег, и 140-ка метровое судно на полном ходу врезалось в прибрежные камни. Его пытались стащить, но ничего не получилось. Это стало самым ярким событием в истории сочинских корабельных крушений.

Владельцы не посчитали нужным спасать корабль. В итоге местные жители полностью разграбили судно. В результате шторма корабль был развернут бортом к берегу и стал на долгие годы главной достопримечательностью не только для сочинских туристов, но и российских кинематографистов. К примеру, в 1977 году возле корабля снималась одна из сцен фильма «Женщина, которая поет».

В начале 90-х годов корпус корабля стали пилить на металлолом, кто-то предприимчивый унес бронзовый гребной винт. Однако даже ржавые останки не переставали привлекать сюда туристов. На сегодняшний день от корабля уже ничего не осталось.


Сухогруз «Арас-1»

В декабре 2009 года,  при сильном шторме, пострадал 138-ми метровый молдавский сухогруз «Арас-1» с 37-ю тоннами солярки на борту. Он был переломлен пополам. Носовая часть судна затонула в нескольких километрах от берега, а корму выбросило на центральный пляж «Приморский». Можно считать чудом, что не произошло выхода нефтепродуктов на поверхность моря. Не пострадала и команда сухогруза, состоящая из 13 человек.

В районе кораблекрушения был введен режим чрезвычайной ситуации, а на следующий день начались работы по откачке нефтепродуктов.

Целый год часть судна «Арас-1» была местной достопримечательностью, притягивая к себе внимание любопытных туристов и местной детворы. Однако весной 2010 года останки сухогруза полностью убрали с сочинского пляжа.


Сухогруз «Бешикташ»

Турецкий сухогруз «Бешикташ», ходивший под флагом Танзании, пришел в Сочи с грузом базальта, предназначенного для строящихся олимпийских объектов. Почти неделю «Бешикташ» стоял на рейде в ожидании хорошей погоды, чтобы приступить к разгрузке, но не дождался. Штормом его разломило пополам.

Почему-то именно сухогрузам не везет в Черном море. Правда не везет не только им, но и центральному пляжу «Приморский», куда и на этот раз прибило обломок корабля. И это снова была корма с 16 тоннами топлива. Так что известная поговорка, что снаряд в одну воронку не попадает дважды, здесь не работает. Носовая же часть оказалась на пляже в районе Цирка.

Моряки, среди которых были граждане Турции, Грузии и Азербайджана, сотрудниками МЧС были переправлены на берег. К сожалению, два моряка были смыты волной в море и их поиски не увенчались успехом. Недавний опыт по откачке топлива с «Арас-1», позволил быстро решить подобную проблему. Почти два года останки корабля находились на пляжах Сочи, прежде чем их окончательно убрали.