Как добраться на поезде в Сочи | Город | Time Out

Как добраться на поезде в Сочи

Антон Мартынов   21 августа 2022
8 мин
Как добраться на поезде в Сочи
Фото Антон Мартынов

Time Out проехался из Москвы в Сочи на двух разных составах и делится полезной информацией.


Список стран открытых для россиян стал еще меньше, аэропорты на юге страны закрыты, самолеты летят дольше, а билеты стали намного дороже. Ехать на своем автомобиле — не экологично, плюс еще одна машина в Сочи никому не нужна и вряд ли захочется провести отпуск в пробке. Перечислять минусы можно еще долго, да вы и сами их прекрасно видите.

Предлагаем рассмотреть вариант доехать из Москвы в Сочи на поезде. Кто-то едет на курорт непосредственно из столицы, а кто-то использует Москву как транзитный хаб, так что этот способ может подойти многим людям.

Фото Антон Мартынов

Нас интересует только два фирменных состава, идущих 23 часа. Удивительно, но такой «суточный» поезд может дать выигрыш по времени перед самолетом. Приехать на ЖД вокзал зачастую проще и дешевле, чем в аэропорт. Время в полете из Москвы в Сочи теперь занимает от 3 до 5 часов и к этому приплюсовывается прохождение регистрации, досмотр, посадка. Приезжать в аэропорт рекомендуют за 1,5 часа до вылета, а еще нужно до него добраться. Итого 7-10 часов, как правило, светлого времени суток. В итоге на курорте вы уже к позднему вечеру и пора ложиться спать, оплатив «лишнюю» ночь в отеле.

Формат одной ночевки в пути идеален — с утра садитесь в поезд в Москве, а следующим утром выходите из него на курорте, прямо в центре. Весь день впереди, не нужно ехать из аэропорта в город — в Сочи подобное путешествие может затянуться на пару-тройку часов, а быстрые электрички ходят достаточно редко.

Фото Антон Мартынов

Поезд делает остановки в Лоо и Лазаревском, и если едете туда, то не придется мучительно долго добираться до цели из адлерского аэропорта. А цена билета в купе на фирменный поезд сопоставима с ценой билета на самолет.

Есть нюанс в том, что у РЖД теперь не фиксированные цены, сильно зависящие от сезона и времени покупки. В купе нижняя и верхняя полки тоже имеют разницу в стоимости почти в два раза. Порой система позволяет купить билет в купе за 2499, а иногда выдает необъяснимые, космические суммы. Так, например, мы находили билет в СВ за 64 тысячи рублей. Настоятельно рекомендуем искать билеты заранее и отслеживать цену — в случае ее снижения можно без потерь сдать уже имеющиеся и купить новые дешевле. Убедитесь, что купили билеты с возможностью возврата — это указано мелким значком стрелочки.


Поезд 102M. «Премиальный» плацкарт и «фирменные» купе

Фото Антон Мартынов

В этом поезде есть как купейные, так и плацкартные места. Купе — новые и светлые и к ним нет никаких претензий. Тем не менее, внимательно выбирайте класс вагона — он указывается при покупке билетов цифрой с буквой и можно посмотреть, какой набор сервиса входит в стоимость. Бывает так, что условия высокого класса соблюдены (биотуалет, открытый на протяжении всей поездки, работающий кондиционер), но сам вагон старый, с пробегом, чистенький, однако видавший виды. Подобные прицепные вагоны лучше всего вычисляются по номеру — они как правило расположены в хвосте поезда.

Плацкартные вагоны просто новые и на этом все. Радуют чистота и достаточное количество розеток. В иных поездах до сих пор можно встретить очередь за электричеством. В остальном на фирменный он не тянет. Современные концепты плацкартных вагонов, которые несколько лет подряд показывала РЖД на юг пока не спешат.

Фото Антон Мартынов

Плацкарт пахнет колбасой и экономностью. Халаты, тапочки, семечки — люди спешно превращают уголок вагона в свой дом, даже на короткие 22 часа. Проводница ругает за открытые окна, ведь с ними как следует не работает кондиционер, но пассажир плацкарта верит в окно, а не в технику. Мужички отпускают в ответ молоденьким проводницам шуточки. Женщины выстраиваются в очередь в туалет, чтобы переодеться.  двухэтажном особенно. И  в плацкарте лучше — пускай даже в новом вагоне.

Постоянно идет негласное соревнование кто где был и сколько знает, сравнивают цены. Обмениваются местами: жильем, пляжами, рынками. Люди знакомятся и демонстрируют обширную географию страны: верхняя полка — Кострома, нижняя — Ханты-Мансийск. Если соскучились по такой романтике и ностальгируете по прошлому, то поездка в плацкарте — идеальный вариант.


Поезд 104B. Двухэтажное удовольствие

Фото Антон Мартынов

Двухэтажный вагон пахнет средним классом — все основательно и удобно. Сюда приходят со стаканчиком лавандового капучино, одетые в спорт-шик и с комплектом одинаковых чемоданов. Пассажир двухэтажного купе не докучает вам разговорами и вежливо погружается в гаджеты на все время поездки.

Из явных минусов: на втором этаже низкие окна и, увы, не получится лежать на верхней полке, задумчиво глядя в окошко. Та же проблема в коридоре второго этажа — чтобы рассматривать пейзажи придется согнуться, а откидных кресел, как в старых вагонах, нет. Удобно будет только детям и хоббитам. Отсутствует верхняя багажная полка — сумки всех пассажиров придется упаковывать под нижнюю, а со спортивным инвентарем могут возникнуть серьезные неудобства.

Из плюсов: в купе минимум по две розетки, а на верхних полках usb-порты для зарядки телефона. Двери запираются электронными ключами на тот случай, если не очень доверяете окружающим. На «лестничных площадках» установлены кулеры с водой.

Фото Антон Мартынов

Открытием стало то, что в двухэтажном поезде есть душ и, более того, есть люди, которые давно об этом знают. Обойдется такое удовольствие в 150 рублей (возможно он уже подорожал) и учитывайте — проводницу нужно предупредить о своем скором намерении поплескаться. Зато можно не тратить время в гостинице и сразу по приезде бежать купаться в море или кататься на лыжах. Если не знаете чем еще заняться в поезде, а чай уже не лезет — примите душ. Это опыт, который стоит получить.

Крайне полезная услуга — вагоны для пассажиров с животными, в том числе и довольно крупными. Например, наша соседка, «хорошая девочка» Марта, занимала собой половину купе. Марта — лабрадор и любит путешествовать. Поездки на поезде — меньший стресс для животного, чем полет на самолете. Останется только приучить выгуливать своего питомца по расписанию стоянок на станции и справляться с этим занятием за 3-5 минут. В некоторых случаях получается так, что некоторые собаки и кошки в купе ведут себя приличнее, чем отдельные люди в плацкарте.

Если у вас нет своего животного и очень хочется потискать чужое, то появляется соблазн купить билет в такой вагон и ехать вместе с объектами своей симпатии. В этом случае помните, что вы можете приобрести места тех людей, которым они действительно нужны, чтобы перевезти своих любимцев.

Фото Антон Мартынов

В случае с обоими поездами не дайте себя обмануть наличием вай-фая. На самом деле это лишь закрытая сеть без доступа в интернет. В ней есть каталог товаров мерча РЖД, маленькая библиотека книг (ни одну книгу из них мы так и не смогли открыть) и небольшой каталог художественных фильмов военно-патриотического жанра. Мобильный интернет на большей части широких просторов родины все еще недоступен. Чтобы расплатиться карточкой нужно ждать появления связи.

На столиках лежат меню вагона-бистро: в наличии горячие блюда, десерты, кофе, гарниры и даже комплексные завтраки, где напиток приятно включен в стоимость сета. При покупке билета в купе есть возможность заранее добавить питание. Если решились на перекус уже в поезде, то заботливые официанты примут заказ и принесут его к вашему месту. Непосредственно у проводников все так же можно купить закуски и чай. Конечно же в подстаканнике, иначе какой смысл был ехать на поезде.


И вот вы в Сочи

Фото Антон Мартынов

Пассажиры в поезде говорят о своем выборе разное: многие едут со спортивным инвентарем, а лыжи и сноуборды дешевле и удобнее перевезти на поезде (хотя в двухэтажных вагонах габариты полок вмещают все с большим трудом).

Часто выбирают поезд для семейного путешествия — дети плохо переносят полеты и аэропорты. Кто-то из взрослых боится летать и лишний раз не стремится на самолет, а кто-то просто любит поезда. Проводники неспешно суетятся и жалуются — повыдергивали с отпусков, потому что нужно больше вагонов в составы из-за закрытых аэропортов. Все идет своим ленивым чередом.

Фото Антон Мартынов

В этом и есть прелесть поездов: вы вроде бы ничего не делаете целые сутки, а вроде бы едете. Даже если не занимались ничем полезным и просто лежали 22 часа — вы переместились на тысячу километров. И вот вы в Сочи, в самом центре —  пора сделать себе мини экскурсию, чтобы размять ноги после поездки.