Гуляем по Москве: Рождественка | Город | Time Out

Гуляем по Москве: Рождественка

Ксения Попова   27 апреля 2022
9 мин
Гуляем по Москве: Рождественка
Фото: legion-media.ru

Рождественка тянется от Театрального проезда до Рождественского бульвара. Улица возникла как дорога от Рождественского монастыря до Кремля и уже со временем стала излюбленным местом графа Воронцова с парком и каменными палатами. Time Out рассказывает, почему храм на Рождественке называется Церковью Николы в Звонарях, как на улице появился регулярный сад, подобный версальскому, и в каком ресторане собирались московские немцы.


Рождественка: монастырь и слободки

Прообразом нынешней Рождественки была дорога, связывающая Рождественский девичий монастырь с Кремлем: последний заложили на территории Кремля, а позже перевели в земли на берегу реки Неглинки. К XV веку восточная четная сторона улицы была застроена, западная — отдана под монастырские огороды. В конце столетия между Рождественкой и Неглинной основали Пушечный двор, а вскоре близ него сложилась слободка кузнецов и конюхов Пушечного двора.

Пушечный двор, обнесенный каменной стеной, был построен во времена Ивана III, внутри стояли склады сырья, кузницы, колодец и весы для взвешивания металла, а посередине возвышалась башня — литейный анбар, где отливали пушки и колокола. Производство оружия было делом стратегически важным, поэтому подробного описания двора в записях путешественников-иностранцев практически не найти.

В 1501-1505 годах в Рождественском монастыре построили Каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь Иоанна Златоуста построили позже, в 1677-м, а колокольню и вовсе возвели в XIX веке. К северу от слободки кузнецов поселились звонари и сторожи кремлевских соборов.

Как было принято в те времена, в слободе появилась своя церковь Николы Вожедомского, или, как ее прозвали в народе, церковь Николы в Звонарях.

Чуть поодаль от слободки звонарей возник Варсонофьевский «убогий» монастырь — при нем было кладбище для убогих и нищих. Интересно, что в Смуту, при Лжедмитрии I, туда из Кремлевского Архангельского собора перенесли прах его политического соперника — царя Бориса Го­дунова.

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, 1883 год

Рождественка: от кузнецов и звонарей до знати

В XVII веке нынешнюю Рождественку и ее окрестности начали заселять не только кузнецы, звонари и тяглые люди, которые выполняли государственную повинность, но и знать: между Пушечной улицей и Кузнецким мостом поселились князья Козловский и Гагарин, здесь же было обширное подворье Суздальского архи­ерея.

К 70-м годам XVII века к Пушечному двору пристроили деревянные здания, куда перевели из Кремля Пушкарский приказ. Строения закрыли выезд с Рождественки на нынешний Театральный проезд, и дорога стала выходить на Лубянскую площадь. Тогда же на улице появились владения князя А.И. Лобанова-Ростовского.

В середине XVIII века хозяином самого крупного владения на Рождественке стал граф Воронцов: он выкупил более 40 дворов между Кузнецким мостом и Сандуновским переулком. На Рождественку выходили деревянные здания и забор с воротами, в глу­бине двора стояли каменные палаты графа, за ними начинался «регулярный» сад с упорядоченной планировкой, разбитый по последней моде в духе версальских садов с прудами, беседками и видом на реку Неглинную.

В конце 70-х годов XVIII века граф Воронцов заказал у архитектора Казакова план новых палат и перестройку деревянных хозяйственных построек — они должны были стать каменными.

Г.К. Преннер. Портрет Ивана Воронцова, 1750-е

Граф Воронцов выделил деньги на строительство нового здания церкви Николы в Звонарях. Стиль выбрали роскошный — барокко. Проектировал здание архитектор Бланк, живший недалеко от графа, на углу Рождественки и Варсонофьевского переулка.

В конце XVIII века план улицы поменялся: здания Пушкарского приказа снесли, и Рождественка стала доходить до стен Китай-города. В 1803 году исчез Пушеч­ный двор — и земли до реки Неглин­ной освободились. В 1820-е годы освободившиеся земли отдали под жилые кварталы, где появились малоэтажная застройка.



Рождественка в XIX веке: медицинская академия, гостиницы и рестораны

В начале XIX века двор графа Воронцова перешел к богатой дворянке Бекетовой, но уже в 1808 году часть ее дома была передана в казну — и трехэтажное здание заняла Медико-хирургическая академия. По обеим сторонам от главного здания стояли каменные флигели, где жили профессора и студенты академии.

В Отечественную войну 1812 года Звонарские дворы погорели. Ближе к 1820-м, когда началась реконструкция города, дворы перестроили, а с Неглинной до Рождественки проложили Звонарский переулок. В 1835 году под руководством архитектора Н.И. Козловского на улице выстроили колокольню Рождественского монастыря. Медико-хирургическая академия в середине века переехала в Петербург, поэтому здание перешло к клинике Мо­сковского университета. Через 30 лет здание вновь освободилось — и его заняло Строгановское худо­жественно-промышленное училище. Там получали специальность не только художники, но и учителя рисования, художни­ки для текстильных и других фабрик.

На рубеже XIX-XX веков между Театральным проездом и Куз­нецким мостом открылись банки и рестораны, появились большие дома-гостиницы.

Строгановское худо­жественно-промышленное училище. Фото: wikimedia

Рождественка в советское время

В советское время улицу ждали изменения. В 1948 году ее переименовали в улицу Жданова, в память о деятеле Коммунистической пар­тии А.А. Жданове. В 1950-е строения пассажа на Лубянке частично снесли, а на освободившемся месте построили здание нынешнего Центрального Детского Магазина. Автором проекта стал архитектор А.Н. Душкин. Здание получилось монументальным, особенно на фоне малоэтажных домиков в глубине Рождественки.

В соответствии с генпланом реконструкции Москвы Рождественка должна была стать частью магистрали от Останкинского парка до Котлов. Дорогу не построили, поэтому Рождественка сохранила облик московской улочки.


Фото: wikimedia

Рождественский монастырь

Адрес: ул. Рождественка, 20/8, стр. 17

Рождественский монастырь занимает земли от Большого Кисельного переулка до Рождественского бульвара. Сегодня это целый ансамбль: главный собор, церковь Иоанна Златоуста, колокольня и храм Казанской иконы Божией Матери с трапезной палатой.

В XIV веке монастырь на территории Кремля основала княгиня Мария Константиновна. В 1389 году она постриглась здесь в монахини перед смертью под именем Марфы. Считается, что сооружение возводили при поддержке Дмитрия Донского.

В 1547 году в Москве случился большой пожар. Монастырь сильно пострадал, но по велению царя Ивана Грозного его быстро начали восстанавливать. В период с 1676 по 1678 годы на территории возвели каменный храм во имя святого Иоанна Златоуста, трапезную и несколько приделов во имя святых Николая Угодника, Димитрия Ростовского и Филарета Милостивого. Средства на строительство выделяла княгиня Лобанова-Ростовская. Тогда же вокруг монастыря выстроили каменную ограду с четырьмя башенками.

В Отечественную войну 1812 года обитель удалось сберечь от огня и разграбления. В период с 1835 по 1836 годы над монастырскими Святыми вратами построили колокольню с церковью. Проект предложил архитектор Николай Ильич Козловский, а средства выделила С.И. Штерич.


Фото: сайт гостиницы

Гостиница Савой

Адрес: ул. Рождественка, 3/6, стр. 1

В конце XIX века на месте гостиницы, в доме на Пушечной улице, 4, открылся немецкий ресторан «Альпенрозе». его владельцем был купец Генрих Гермес. В залах собирались члены немецкого клуба, расположенного неподалеку, на углу Пушечной и Рождественки. Владимир Гиляровский, журналист и знаток Москвы, так писал о ресторане:

«Вход в ресторан был строгий: лестница в коврах, обставленная тропическими растениями, внизу швейцары, ходили сюда завтракать из своих контор главным образом московские немцы».

Нередко в «Альпенрозе» собирались после спектаклей артисты Большого и Малого театров. Они занимали два небольших кабинета.

«В одном из них представительствовал певец А.И. Барцал, а в другом — литератор, историк театра В.А. Михайловский…» — писал Гиляровский.

В 1909 году ресторан выкупило страховое товарищество «Саламандра» и открыло в здании гостиницу с кафе на первом этаже. Ее назвали «Савой», возможно, по аналогии с Савойей — местечком во французских Альпах.

Зал ресторана «Савой», 1930-е годы

В 1911 году здание гостиницы решили перестроить, архитектором стал Виктор Андреевич Величкин. Интерьеры кафе разрабатывал художник А.А. Томашки — и получился зал в стиле рококо. Первые гости заселились в «Савой» в марте 1913-го: открытие гостиницы совпало с открытием обновленного ресторана.

С приходом советской власти «Савой» продолжил принимать гостей. Он то подчинялся Управлению московскими гостиницами при Моссовете, то вместе с «Метрополем» и «Националем» входил в состав Всесоюзного акционерного общества «Отель» («Интурист»). В 1958 году гостиница получила новое имя «Берлин», а в 1989-м в здании провели реставрацию и вернули прежнее название «Савой».


Фото: wikimedia

Доходный дом Третьяковых с банком «Лионский кредит»

Адрес: ул. Кузнецкий Мост, 13/9, стр. 1

На углу Рождественки и Кузнецкого Моста стоит доходный дом Третьяковых. В XVIII веке на том месте были каменные торговые лавки, построенные графом Воронцовым. Их сменили первые парижские модные магазины: там или торговали французы, или продавались товары из Франции. Во второй половине XIX века участок выкупили братья Третьяковы: в те времена дворяне беднели, а вот купцы, напротив, сколачивали капитал.

В 1889 году началось строительство нового здания под руководством архитектора Каминского. Тот был любимым зодчим Третьяковых и одновременно родственником: Александр Степанович Каминский был женат на дочери Сергея Михайловича Третьякова.

Каминский выстроил трехэтажный дом-терем в русском стиле. Здание еще не успели поставить, а его часть уже арендовал банк «Лионский кредит». Тогда в процессе стройки оборудовали подвалы для сейфов. Интерьеры роскошно оформили: полы выложили мозаикой из кусочков мрамора, лестницу сделали изящной с мраморными перилами, на стенах повесили богатые гобелены.

Часть здания занял магазин «Дациаро». Фирма существовала в Москве с 1830-х годов, ее основателем был купец итальянец Джузеппе Дациаро — владелец литографических мастерских в Москве, Петербурге и Париже. Компания прославилась изданием печатной продукции высокого качества. В советское время здание национализировали. Позже доходный дом занимал народный комиссариат юстиции, Прокуратура РСФСР.