Дочь Сталина и пьеса для пылесоса: 5 спектаклей на фестивале SOLO – 2022, которые мы ждем | Театр | Time Out

Дочь Сталина и пьеса для пылесоса: 5 спектаклей на фестивале SOLO – 2022, которые мы ждем

Нелли Когут   7 октября 2022
4 мин
Дочь Сталина и пьеса для пылесоса: 5 спектаклей на фестивале SOLO – 2022, которые мы ждем
«Не обо мне», фото: сайт театра
В Москве проходит XIV Международный фестиваль моноспектаклей SOLO. Почти все постановки в этом году посвящены осмыслению русской культуры, истории, наследия и даже многогранности души русского человека. Time Out рассказывает, какие постановки из афиши ежегодного смотра лучших монодрам стоит посетить.

«Мой Лермонтов»

Фонд Сергея Безрукова (Москва)

«Мой Лермонтов» – это возможность увидеть самобытный спектакль с романтическим героем, пронзительной поэзией и живым исполнением романсов.

Автор и режиссер Елена Черная погружает зрителя в один из самых страшных периодов жизни поэта, когда он воевал на Кавказе. Такая концепция поставила нетривиальную задачу перед исполнителем спектакля. Актер Кирилл Зайцев играет, с одной стороны, гениального поэта и неординарную личность, с другой – воина, блестящего гусарского офицера, каким и был в действительности Лермонтов. В основу легли личные письма, проза и стихотворения последнего года жизни поэта из знаменитой тетради князя Владимира Федоровича Одоевского. Профессиональное владение вокалом, гитарой и художественным словом позволили актеру передать проникновенную искренность и эмоциональность лермонтовских стихов, одновременно высветив его гражданское мужество и благородство поступков.


«Я жду тебя, любимый…»

Санкт-Петербургский Молодежный театр на Фонтанке

Недавняя премьера Молодежного театра на Фонтанке – это углубленная в психологизм сценическая интерпретация итальянской монодрамы Нобелевского лауреата по литературе Дарио Фо и Франки Раме.

Режиссер Борис Макаров и актриса Нина Лоленко, исполнившая роль Марии, превращают пьесу в театрально-терапевтический сеанс. На протяжении полутора часов перед зрителями разворачивается личная драма одной хрупкой молодой женщины, о перипетиях семейной жизни которой мы узнаем из ее телефонных разговоров с подругой.

За внешним благополучием Марии скрывается настоящая трагедия со всеми страшными пороками семейной жизни: изменами, изматывающими кредиторами, физическим и моральным насилием. Героиня оказывается заперта не только в квартире, но и в тисках удушающих обстоятельств, которые толкают ее на неожиданное решение.



«Не обо мне»

Государственный русский театр драмы имени Ф.А.Искандера (Абхазия, Сухум)

Моноспектакль актрисы Веры Бабичевой и режиссера Марии Романовой поставлен по пьесе современного российского драматурга Майи Тульчинской, как обозначила сама автор – «маленькой пьесе для актрисы, пылесоса, телефона и кактуса».

В «маленькой» пьесе играет большая актриса. Вера Бабичева – заслуженная артистка России и Армении, актриса огромного диапазона, способная достигать трагических высот, сыгравшая большое число значительных ролей в Театре им. Маяковского, Театре на Малой Бронной и других.

«Не обо мне» означает обо всех нас – изолированных цифровыми технологиями, требующих внимания, страдающих от одиночества, жаждущих любви и простого человеческого тепла.


«С кошелочкой»

Московский театр «У Никитских ворот»

Марк Розовский в своем спектакле погружается в исследование очень интересного социального типа, – продовольственной старухи — который не учитывался социалистической статистикой, но принимавший самое активное участие в потреблении социалистического продукта.

Рассказ Фридриха Горенштейна, действие которого разворачивается в антураже советского продуктового магазина, в постановке Марка Розовского особенно ярко проявляет свою близость к гоголевской теме маленького человека. Авдотьюшка в исполнении Татьяны Кузнецовой – это и Башмачкин, и Поприщин, и майор Ковалев вместе взятые. И этот маленький человек сталкивается не только с пустыми полками и бесконечными очередями, но и с настоящим экзистенциальным кризисом в условиях политической, экономической и общественной неопределенности.


«Говорит Москва»

Московский художественный театр имени А.П.Чехова

Фото: Екатерина Цветкова

Пьеса Юлии Поспеловой о Светлане Аллилуевой, дочери Сталина, поставлена Данилом Чащиным специально для народной артистки России, легендарной актрисы Натальи Теняковой.

Превращение рая в фальшь символизируют белоснежные облака, которые растают, как иллюзии главной героини о собственном детстве, отце и стране.

Пьеса написана на основе книги воспоминаний Светланы Аллилуевой «Двадцать писем к другу», где на фоне событий из личной жизни возникают главные вехи исторического процесса, происходят размышления о суде будущих поколений, которым предстоит перевернуть эту страницу истории своей страны.