Исполнитель главной роли в фильме Игры шпионов, кто играет в кинофильме The Courier, все актеры | Time Out
2.0/5

Игры шпионов (2021 год)

The Courier   16+

Страна
Великобритания
Режиссер/Постановщик
Доминик Кук
Длительность
111 мин.
Премьера в мире
18 марта 2021 г.

О фильме

Бенедикт Камбербэтч в антураже Холодной войны. Британский шпион Гревилл Винн заинтересован в контакте с Москвой, ведь параллельно с работой в спецслужбах он занимается развитием своего бизнеса. Сотрудничество с информатором из ГРУ приходится на пик Карибского кризиса...

Актеры

Рецензия на фильм

«Игры шпионов». Красная жара на улицах Мордора


12 августа 1960 года, Москва. Некто Олег Пеньковский (Мераб Нинидзе), полковник ГРУ и крупная шишка в Министерстве научных изобретений (!?), пишет любовное письмо в ЦРУ. Мол, пугает меня Никита Хрущев и его планы по завоеванию мира, поэтому с радостью стану предателем Родины и солью на Запад всю информацию о советском ядерном арсенале. С этой расстрельной запиской Пеньковский отправляется в ближайший подземный переход и отлавливает там первых встречных американских студентов, ведь, как мы знаем, американцы толпами бродили по московским подземкам в начале 60-х. Те относят послание перебежчика в родное посольство — и вскоре заманчивое предложение по продаже Родины доходит до ЦРУ.

А как связаться-то с Пеньковским? К счастью, ЦРУ и МИ-6 быстро находят выход — вербуют английского бизнесмена Гревилла Винна (Бенедикт Камбербэтч), который может летать в СССР будто бы по торговым делам. Правда, Винн по началу отказывается: он обычный торгаш, а не какой-то герой-разведчик. Однако ему в красках расписывают последствия возможной ядерной войны, и ради благого дела Гревилл соглашается принести себя в жертву.

В СССР имя Олега Пеньковского было нарицательным. За несколько лет сотрудничества с иностранными спецслужбами он переправил на Запад более пяти тысяч документов разной степени секретности. Судили его открыто и показательно: процесс обсуждали в СМИ, на партсобраниях, на заводах, в школах. Естественно, во время таких обсуждений образ полковника вырисовывался вполне конкретно: о нем говорили как о типичном «враге народа», циничном и меркантильном, продавшем Родину за несколько тысяч долларов.

Западные СМИ и эксперты изначально видели эту историю с другого ракурса. Для них Олег Пеньковский — эрудит и интеллектуал, много сделавший для разрешения Карибского кризиса. Правда, он подписал договор о солидном вознаграждении за свою деятельность, и все же его мотивы были в большей степени бескорыстны. Он будто бы хотел «спасти мир от ядерной катастрофы», а не обеспечить себе безбедное существование после побега из СССР.

Авторы «Игр шпионов» и режиссер Доминик Кук взяли именно западную версию. Их перебежчик фактически жертвует собой ради мира во всем мире, пытаясь остановить фанатика-агрессора Никиту Хрущева (Владимир Чуприков), который, кстати, в фильме выглядит максимально карикатурно. При этом сам Пеньковский — отличный семьянин и верный товарищ, а информация о его предполагаемом вознаграждении или недовольство карьерой в СССР тактично остаются за кадром.

Гревилл Винн, о котором у нас по понятным причинам почти ничего не знают, выглядит не менее идеализированным. Вот только в случае с ним авторы идут на сознательное искажение фактов: реальный Винн начал свою карьеру в разведке еще во время Второй мировой, а к 60-м уже мог считаться профессиональным разведчиком. В СССР он до встречи с Пеньковским несколько раз уже бывал, о чем «Игры шпионов» полностью забывают. Экранный Гревилл Винн — малоприметный торгаш средней степени неуклюжести, единственный талант которого — пить горькую в свободное от бизнеса время. Однако необходимость предотвратить войну превращает этого рохлю-обывателя в мученика и героя. Видимо, авторы решили, что метаморфозы рядового гражданина, «такого же, как мы с вами», должны вызывать у потенциального зрителя большую симпатию, чем злоключения профессионального агента. Тут очень хочется процитировать бессмертное «когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой», но мы не будем этого делать.

Как бы то ни было, основная проблема фильма вовсе не в буйной фантазии авторов, а в ее отсутствии и в том, что они абсолютно ничего ни знают ни о жизни в СССР, ни о работе агентов разведки. Их Олег Пеньковский ведет себя так, что его без труда рассекретил бы первый встречный ответственный октябренок, а не только опытнейшие сотрудники КГБ. Москва же выглядит на экране как филиал Мордора: небо затянуто тучами, у всех прохожих суровые лица, а на этаже элитной московской гостиницы уровня «Националь» сидит Баба-Яга с вязанием и мысленно фотографирует каждый шаг зазевавшегося иностранца. При этом русские, естественно, пьют водку (правда, почему-то из бокалов), едят тосты с черной икрой, поют «Катюшу» и смотрят балет «Лебединое озеро».

Единственное, что могло бы спасти «Игры шпионов» — это Бенедикт Камбербэтч. Ради роли Винна он совершил настоящий актерский подвиг: сбросил несколько килограмм, превратившись в живой скелет, а играет он во второй части проекта так, что перехватывает дыхание. Тем не менее никакой актерский талант не способен перебороть логические или фактологические ошибки. В итоге вместо живой истории мы получаем стандартную и сильно упрощенную «клюкву», в которой на оригинальность претендуют только сценарные «ляпы».

Открыть рецензию

Кадры из фильмa