«Относительные связи» | Арт | Time Out

«Относительные связи»

  2 января 2010
3 мин
«Относительные связи»
В лофт-проекте открывается коллективная выставка видеоарта «Относительные связи». Дарья Агапова расспросила сокуратора проекта Викторию Илюшкину об объединяющей идее.

Сопроводительный текст выставки производит впечатление,
что молодые кураторы — Анастасия Шавлохова и Виктория
Илюшкина — хотели осуществить проект, в котором общее
высказывание будет сильным и ясным, а художники «войдут в положение». В списке участников — больше 20 имен. Среди них
есть и молодые, и уже вполне
опытные видеоартисты. Трудно
поверить, что из такого множества разных голосов сложится
общий хор. И само высказывание, похоже, получилось расплывчатым и аморфным, скорее
разъединяющим художников.

В своем кураторском тексте
вы называете выставку «Паноптикумом высказываний
художников» и поминаете
Джереми Бентама. Этот
теоретик либерализма
придумал в конце XVIII
века утопический проект
круглой в плане тюрьмы,
названной «Паноптикумом»,
где в центре сидит один
надзиратель и видит разом
всех заключенных. Таким
образом они находятся под
его постоянным контролем.
Вы собираетесь физически
так построить экспозицию, что все
видеопроекты будут видны
зрителю из одной точки?

Действительно, экспозиция
будет построена таким образом,
что зритель окажется в центре
и оттуда сможет обозревать
все пространство выставки, как
надзиратель в тюрьме «Паноптикум».

Как тут распределяются
роли: зритель — тюремщик,
а художники заперты «в камерах»-видеобоксах?

Не совсем. Чтобы соприкоснуться
с произведением, зрителю нужно
будет зайти в отдельный бокс.
Нам хотелось поставить зрителя
в активную позицию выбора, а не бездумного следования кураторской воле. И в то же время само
построение экспозиции есть
реализация метафоры: зритель и зрелище связаны, они находятся в постоянных взаимоотношениях и влияют друг на друга.

Сегодня такой всевидящий
надзиратель называется
Большим братом. Обычно,
когда говорят «Большой
брат смотрит за тобой», имеют в виду либо коллективного телезрителя
— Homo televisius, который
наблюдает за всеми и в то же время ничего не видит и не соприкасается с реальностью, либо государство,
власть, контролирующие
всех. Вы что имели в виду?

Скорее первое. Нам хотелось
прежде всего сделать видимой
проблему отношения зрелища
и индивида в современном
обществе, когда один человек
может мгновенно обозревать
множество событий. И когда уже
скорее сами зрелища охотятся
за человеком, а не он за ними.

Вы собирали готовые работы, или художники делали
проекты специально для
выставки, руководствуясь
кураторской концепцией?

О выставке мы говорили художникам заранее и просили подумать на тему взаимоотношений
в обществе и искусстве: можно
ли увидеть то, что обычно не лежит на поверхности. А также
отбирали готовые произведения,
соответствующие этой задаче.

Другое значение слова
«паноптикум» — это коллекция необычных предметов,
курьезов. В таком собрании
может и не быть общей
темы или объединяющего
смысла. Вы говорите, что
объединяющая идея вашего проекта — это «связи
личности и общества, искусства и жизни, исторического времени и сегодняшнего
дня». Звучит как-то очень
общо, обо всем на свете…
Не боитесь, что получится
«коротенько о вселенной»?

Работы, представленные на выставке, — это высказывания художников, наших современников,
живущих в одной стране и в одно
время. И это их взгляд на сегодняшний мир. Иногда это взгляд,
анализирующий ситуацию,
иногда — философски обобщающий или активно взрезывающий.
Поэтому и интересно будет побывать в «паноптикуме».

«Относительные связи»
До 7 февраля, лофт-проект
«Этажи»