Новояз: британское искусство сейчас
Проект «Эрмитаж 20/21» продолжает показывать таланты, которые открыл самый экстравагантный галерист Лондона Чарльз Саатчи. В прошлом году авторитетный британский арт-дилер привез работы, отобранные среди произведений молодых неизвестных американцев. Теперь очередь за подающими надежды британцами. Два десятка новых имен — на выставке в парадном Николаевском зале Эрмитажа.

LittleWhitehead, «Это случилось в углу», 2007

Художник, чей псевдоним можно перевести как «минибелоголовый», базируется в Глазго и делает остроумную, рваную и довольно агрессивную графику, объекты-картины с намалеванными словами, хулиганские объемные инсталляции. Его сайт открывается девизом: «Мы хотим визуально избить вас». Сложно однозначно решить, что такое «Это случилось в углу» — скульптура или инсталляция, так же как и нельзя точно сказать, чем они там в углу занимаются. Но в любом случае такого рода вещи уже могут именоваться старым новым реализмом.

Ариф Озака, без названия, 2007

В своих здоровенных (два на два с половиной метра) полотнах, которые выглядят на редкость музейно, лондонец Ариф Озака использует традиционно «драгоценные» средства классического искусства — многослойную масляную живопись, листовое золото, обнаженные тела в сложных ракурсах. Добавляя к ним цифровую печать, он смешивает образы, которые обычно пребывают в разных измерениях: стилизованные под персидские миниатюры рисованные фигурки, приемы композиции старых мастеров и современных репортажных фотографов. Картина могла бы называться «Избиение младенцев» и относиться к любому веку — от первого до двадцать первого.

Гошка Макуга, «Мадам Блаватская», 2007

Самая эффектная работа на выставке уже попала на афиши. Несгибаемая деревянная «мадам Блаватская» в натуральную величину, переживающая какие-то свои мистические озарения, удобно расположилась на двух стульях — образ, сильный и визуально, и метафорически. Гошка Макуга, польская по происхождению художница, живет в Лондоне и легко микширует образы из классической истории искусства, книг о русской революции, сюрреалистов и Пикассо.

Джед Куинн, «Пирожное в пустыне», 2005

Почти миниатюрная (40 х 50 см) масляная живопись пародирует голландские натюрморты XVII века: гладкая, сплавленная фактура, точный иллюзионистический эффект прозрачности стекла и рыхлости вишневого бисквита. Название при этом апеллирует к библейскому «гласу вопиющего в пустыне». Форма пирожного воспроизводит берлинские «кресты» — тюрьму для военных преступников Шпандау, где с 1946 года содержались осужденные на Нюрнбергском процессе нацисты. В 1987-м, после смерти последнего узника, из опасений неонацистских выступлений здание было буквально стерто в порошок и рассеяно над морем, а на его месте построили парковку и торговые центры. Куинн подает этот консьюмеристский итог на блюдечке.

Тесса Фармер, «Рой», 2004

Пожалуй, самый оригинальный художник выставки работает в забытом сегодня жанре миниатюры. Ювелирные скульптуры выcотой меньше сантиметра нужно разглядывать сквозь лупу. Составлены эти ассамбляжи из необыкновенных материалов — крылышек и лапок насекомых, корней, листьев. Фантастическая микрореальность наполнена средневековыми образами Смерти, макабрическими кошмарами и жутковатыми готическими ассоциациями.

Сигрид Холмвуд, «Последние сельские художники, чистящие картошку» (или «Мельница старой женщины»), 2007

Нужно быть Саатчи, чтобы включить в список актуальных имен и трендов такого рода живопись. Художница не просто использует фольклорные сюжеты и образы из «крестьянских» картин Милле или Ван Гога, но еще и пишет с натуры в Скансене — стокгольмском народном музее под открытым небом и дружит с ряжеными«реконструкторами». К каждому холсту она прилагает список ингредиентов, подчеркивая важность использования зеленой богемской глины, оксидов железа, разведенных простоквашей, сосновой смолы и темперы на яичном желтке. Такие наглядные «стародавние времена» и «жили-были». В итоге — смелая прививка наива и искренности, которую Саатчи использует против цинизма современного искусства.

«Новояз: британское искусство сейчас»

24 октября — 17 января Эрмитаж

Образовательная программа к выставке:

24.10 мастер-класс Тессы Фармер

26.10 семинар «Первое десятилетие XXI века. Новый язык искусства?»

30.10 встреча с куратором Дмитрием Озерковым

11.11 и 9.12 кинопоказы

По пятницам в ноябре и декабре сотрудники Эрмитажа проводят экскурсии по выставке

Спецпроекты