Петербург
Москва
Петербург
Новояз: британское искусство сейчас

Новояз: британское искусство сейчас

Проект «Эрмитаж 20/21» продолжает показывать таланты, которые открыл самый экстравагантный галерист Лондона Чарльз Саатчи. В прошлом году авторитетный британский арт-дилер привез работы, отобранные среди произведений молодых неизвестных американцев. Теперь очередь за подающими надежды британцами. Два десятка новых имен — на выставке в парадном Николаевском зале Эрмитажа.

LittleWhitehead, «Это случилось в углу», 2007

Художник, чей псевдоним можно перевести как «минибелоголовый», базируется в Глазго и делает остроумную, рваную и довольно агрессивную графику, объекты-картины с намалеванными словами, хулиганские объемные инсталляции. Его сайт открывается девизом: «Мы хотим визуально избить вас». Сложно однозначно решить, что такое «Это случилось в углу» — скульптура или инсталляция, так же как и нельзя точно сказать, чем они там в углу занимаются. Но в любом случае такого рода вещи уже могут именоваться старым новым реализмом.

Ариф Озака, без названия, 2007

В своих здоровенных (два на два с половиной метра) полотнах, которые выглядят на редкость музейно, лондонец Ариф Озака использует традиционно «драгоценные» средства классического искусства — многослойную масляную живопись, листовое золото, обнаженные тела в сложных ракурсах. Добавляя к ним цифровую печать, он смешивает образы, которые обычно пребывают в разных измерениях: стилизованные под персидские миниатюры рисованные фигурки, приемы композиции старых мастеров и современных репортажных фотографов. Картина могла бы называться «Избиение младенцев» и относиться к любому веку — от первого до двадцать первого.

Гошка Макуга, «Мадам Блаватская», 2007

Самая эффектная работа на выставке уже попала на афиши. Несгибаемая деревянная «мадам Блаватская» в натуральную величину, переживающая какие-то свои мистические озарения, удобно расположилась на двух стульях — образ, сильный и визуально, и метафорически. Гошка Макуга, польская по происхождению художница, живет в Лондоне и легко микширует образы из классической истории искусства, книг о русской революции, сюрреалистов и Пикассо.

Джед Куинн, «Пирожное в пустыне», 2005

Почти миниатюрная (40 х 50 см) масляная живопись пародирует голландские натюрморты XVII века: гладкая, сплавленная фактура, точный иллюзионистический эффект прозрачности стекла и рыхлости вишневого бисквита. Название при этом апеллирует к библейскому «гласу вопиющего в пустыне». Форма пирожного воспроизводит берлинские «кресты» — тюрьму для военных преступников Шпандау, где с 1946 года содержались осужденные на Нюрнбергском процессе нацисты. В 1987-м, после смерти последнего узника, из опасений неонацистских выступлений здание было буквально стерто в порошок и рассеяно над морем, а на его месте построили парковку и торговые центры. Куинн подает этот консьюмеристский итог на блюдечке.

Тесса Фармер, «Рой», 2004

Пожалуй, самый оригинальный художник выставки работает в забытом сегодня жанре миниатюры. Ювелирные скульптуры выcотой меньше сантиметра нужно разглядывать сквозь лупу. Составлены эти ассамбляжи из необыкновенных материалов — крылышек и лапок насекомых, корней, листьев. Фантастическая микрореальность наполнена средневековыми образами Смерти, макабрическими кошмарами и жутковатыми готическими ассоциациями.

Сигрид Холмвуд, «Последние сельские художники, чистящие картошку» (или «Мельница старой женщины»), 2007

Нужно быть Саатчи, чтобы включить в список актуальных имен и трендов такого рода живопись. Художница не просто использует фольклорные сюжеты и образы из «крестьянских» картин Милле или Ван Гога, но еще и пишет с натуры в Скансене — стокгольмском народном музее под открытым небом и дружит с ряжеными«реконструкторами». К каждому холсту она прилагает список ингредиентов, подчеркивая важность использования зеленой богемской глины, оксидов железа, разведенных простоквашей, сосновой смолы и темперы на яичном желтке. Такие наглядные «стародавние времена» и «жили-были». В итоге — смелая прививка наива и искренности, которую Саатчи использует против цинизма современного искусства.

«Новояз: британское искусство сейчас»

24 октября — 17 января Эрмитаж

Образовательная программа к выставке:

24.10 мастер-класс Тессы Фармер

26.10 семинар «Первое десятилетие XXI века. Новый язык искусства?»

30.10 встреча с куратором Дмитрием Озерковым

11.11 и 9.12 кинопоказы

По пятницам в ноябре и декабре сотрудники Эрмитажа проводят экскурсии по выставке

15 октября 2009
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация