Приключения электроники | Главное | Time Out
Главное

Приключения электроники

  7 августа 2009
7 мин
Приключения электроники
Клубная жизнь на подъеме, такого разнообразия вечеринок в Петербурге кажется никогда не было. Time Out собрал главных местных электронщиков, чтобы обсудить эту ситуацию.

Клубная жизнь на подъеме, такого разнообразия вечеринок в Петербурге кажется никогда не было. Есть все и для всех категорий населения. Система баров, которая бурно развивается последние несколько лет в городе, породила новую волну спроса на диджейский труд. Time Out собрал главных местных электронщиков,
чтобы обсудить эту ситуацию. Получилось сумбурно и темпераментно. Беседа резко сворачивала то в сторону бизнес-процессов, происходящих в клубной культуре, то воспаряла в метафизику, то грозила перейти на личности. Встреча прервалась, когда на четвертом диктофоне закончилось место. В итоге в печатную версию вошли только общие тезисы.

УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА


Masterboy(слева), Сергей Смирнов — фронтмен трэш-шапито «КАЧ». Пишет и конструирует тексты, занимается саунддизайном, в дебютном альбоме он был битмейкером нескольких треков.

Slon(справа), Олег Азелицкий встал за вертушки в 1993 году, был резидентом и арт-директором клуба Tunnel. Умеренный консерватор — не гоняется за модностью, любимый стиль — техно. Создал проекты «Жуткий лазер», Mass Fatality. Частый гость в немецких и скандинавских клубах. Пару лет назад выпустил книгу «Рейволюция: как это было на самом деле» о событиях начала 1990-х, свидетелем и участником, которых он был.

Escapismo crew, Никита и Филлип — главные активисты сверхсовременного диско, рока и электро. Второй год организовывают вечеринки, дико популярные у парней в узких клетчатых штанах и девушек с фотоаппаратами.

Sahaj(слева), Алексей, по образованию философ, диджеем становиться не собирался. Псевдоним появился из увлечений Алексея сахадж-йогой. Начал с вечеринок Sunday Lounge в «Грибоедове». Потом играл в клубах Decadance, «Паръ», «Онегин», Jet Set, Red Club. Делал музыкальное оформление ресторанов Tinkoff. В 2005-м основал промоутерскую компанию Gagarin Entertainment, которая привозила, например, Phonique, Martini Bros.

Kosinus(справа), Алексей Комов начал диджеить в 14 лет, сначала увлекался жестким техно и электро, на волне популярности электроклэша переключился на более легкую музыку. Настоящий артист, Kosinus каждое выступление превращает в шоу. При этом одинаково комфортно чувствует себя и на многотысячных рейвах, и на дорогих закрытых вечеринках.

Loveis(слева), Владислав — создатель общества Disco Brothers, которое занимается организацией, наверное, самых жизнерадостных вечеринок в городе, где играется диско и фанк с пластинок и живьем.

Row-Man(справа), Роман Петров в молодости состоял в «Балтийском клане», был участником проектов «Дебри» и «Львы любят солнце». Сейчас фронтмен в группе «ГрандШатлБанда», занимается делами клуба «Железный лев» и устраивает вечеринки Reggae2Day. Большой ценитель ямайских стилей, собирает пластинки редкого стиля кранк, сока и нетипичного r’n’b.

Boomer/Kto DJ(слева), Федор Крылов — хулиган из Перми, играть начал еще в 1992-м. Переехав в Петербург в середине 1990-х, Федор сначала предпочитал хаус. Но имя Boomer ассоциируется прежде всего с музыкой драм-н-бейс и клубом «Мама». Совершил своего рода диджейский подвиг: отказавшись от раскрученного бренда Boomer, занялся стилистически другим, не менее дерзким направлением. Теперь он Kto DJ — первый нью-рэйв диджей России.

Atomiq(справа), Илья, рокмузыкант, очень популярный диджей на вечеринках в стиле «Поп и угар».

Белки Groove, две рыжие журналистки из издания «Собака.ru», Ксения Гощицкая и Александра Федорова, играют на пригламуренных мероприятиях хиты топовых европейских групп.

Zemine & Dj Gvozd, Земине вплотную занялась электронной музыкой 10 лет назад, до этого играла в панк-группе. Девушка выбрала драм-н-бейс и джангл. Земине — дизайнер и устроитель клубных перформансов. Отвечает за пиар на радио Record. Вместе с Dj Gvozd руководит организацией Respect Family, продвигающей драм-н-бейс музыкантов и диджеев страны.

Стас Елисеев, Time Out: Кто
по-вашему «профессиональный
диджей», как он может выжить
в современной клубной индустрии? Вот если он превращается в музыканта и сам начинает
писать музыку, реально ли ему
выжить в суровом капиталистическом мире?

Boomer/Kto DJ: Прежде всего,
нужно учитывать, что в России
отсутствует клубная индустрия
в цивилизованном понятии этого определения. И никогда, по сути, и не было нормальной музыкальной индустрии.

Row-Man: А в свете событий,
происходящих в мировой экономике, на ее появлении можно поставить крест уже сейчас.

Sahaj: Общие тенденции в музыке (диски не продаются, пластинки не продаются) одинаковы для любой страны.

Masterboy: Небольшую копеечку все еще могут приносить
ringback tone — мелодии, которые
звучат в телефонах вместо гудков, когда вам звонят. И то — это
единственное, что пока осталось
у операторов мобильной связи,
но и это не бюджетообразующая
статья в доходах артиста.

Кosinus:
Музыкант
или диджей
сейчас может прокормиться только выступлениями, и желательно — гастролями.

Boomer/Kto DJ: Из-за потери жизненных ориентиров и общей культурной деградации общества множество молодых диджеев играют не для
того, чтобы музыкально просвещать публику и дарить праздник, а за деньги!

Sahaj: Это, на самом деле, приводит к тому, что практически
не осталось звезд в хорошем,
масштабном смысле этого слова, и это, наверное, правильно.
Когда человек играет для удовлетворения собственного тщеславия или только ради заработка, не остается души в его музыке, что бы он ни играл.

Zemine: Еще у большинства
нынешних диджеев нет элементарной харизмы. А это сразу понижает шансы диджея стать
знаменитым.

Sahaj: И все эти недостатки приводят к тому, что публика уже не идет на диджея; само
диджейское искусство потеряло
привлекательность.

Slon: Я не согласен — например,
на выступления Лены Поповой
ходят люди специально ее послушать; как только она выходит за вертушки, танцпол наполняется людьми. И неважно, что она
играет — «Владимирский централ», техно или брейкс. Вот она
— настоящая звезда.

Boomer/Kto DJ: Еще в начале
2000-х быть диджеем было, если
можно так выразится, модно, то сейчас, когда диджеев стало просто неприличное количество, интерес к ним немного угас. Во многом в этом виноват интернет: молодежь качает музыку
из тематических блогов и не хочет вникать в саму суть музыки. Для них «свежесть» и «модность» музыкального материала важнее месседжа, содержащегося в ней. Бесконечный копипаст из одного блога в другой усиливает энтропию идиотизма, не создавая никакой новой информации.
Очень много
молодых людей не затрудняют себя
процессом
мышления
или анализа
— они просто
копируют данные из одного источника и помещают в другой.
Но, с другой стороны, технический прогресс сейчас достиг
того, что музыку может писать
каждый…

Row-Man: А кто не может — становится диджеем…

Boomer/Kto DJ: И это дает
свои плоды — появляется все
больше доморощенных музыкантов, которые шагают из спальни прямо
на танцпол. К тому
же пресловутый экономический кризис
благоприятно сказывается на творчестве, и рано или
поздно количество
музыкального материала перейдет в качество. Поэтому
мы можем наслаждаться моментом, когда танцевальная культура на подъеме — а дальше
все будет еще лучше.

Стас Елисеев: Но это мы снова о музыкантах, а как же диджеи? Что будет с ними в новых
условиях?

Sahaj: Место диджея как проповедника хорошей музыки и сценообразующего персонажа
сейчас занимают промогруппы
и сообщества по интересам. Публика уже не ходит, чтобы послушать кого-то специально,
она выбирает вечеринки от тех
же Escapizmo, например.

Илья Розов, Time Out: Теория
«длинного хвоста», предложенная экономистом Крисом Андерсоном, работает и в клубном
бизнесе. (Теория «длинного хвоста» заключается в следующем:
современная культура и экономика уверенно смещается с продаж небольшого количества
«хитов» к большому количеству
специфичных, нишевых продуктов). Так и в танцевальной музыке: будь то drum’n’bass, новое диско или Miami bass — этот
стиль получит количество поклонников, достаточных для его
дальнейшего безбедного существования. И, соответственно,
на этом стиле можно будет делать (и уже делают) бизнес.

Стас Елисеев: Ну да, бизнес
есть, индустрии — в старом ее смысле с мейджорами и миллионными тиражами — нет. Давайте вернемся к музыке. То,
что молодые парни и девчонки
по всему миру бросились записывать музыку, — это, конечно,
хорошо. А как обстоят с этим
дела у нас?

Boomer/Kto DJ: Пока местные
электронные музыканты пытаются сделать «европейский»
продукт и стать известными
на европейской же сцене, они
обычно оказываются погребены
под тысячами подобных творений гораздо более высокого качества.

Zemine: Главная беда российских артистов в том, что в их творчестве отсутствует уникальность «русской идеи». Да и сама идея отсутствует.

Boomer/Kto DJ: Совершенно
верно! Вот когда в современном
российском обществе появится
«русская идея», тогда мы и будем отличаться в лучшую сторону.

Row-Man: Главное — никаких
балалаек!