Фабрика грез | Арт | Time Out

Фабрика грез

  26 июня 2009
4 мин
Фабрика грез
В цехах бывшей фабрики «Красное знамя» готовится выставка молодых художников. Куратор Анастасия Шавлохова хотела бы, чтобы о российском искусстве говорили в мире так же, как о китайском.

В цехах бывшей фабрики
«Красное знамя» готовится
выставка молодых художников. Куратор Анастасия
Шавлохова
хотела бы,
чтобы о российском искусстве говорили в мире так
же, как о китайском. Вопросы: Дарья Агапова

От прошлогоднего проекта
«Память полей» выставку «Пространство тишины» отличают
два принципиальных момента.
Первый: она объединяет не только художников, связанных
личной дружбой, общими маршрутами и интересами. Список
имен нового проекта включает
несколько городов и несколько разных арт-кругов внутри
Москвы и Петербурга. Второй: в прошлый раз критики обвиняли куратора и художников в коммерческой нацеленности, мол,
выставляется в основном живопись, которую легче продать. На этот раз на первом плане — видео,
инсталляции и объекты. И пространство выбрано символическое. Фабрика «Красное знамя»
знаменита силовой подстанцией,
построенной по проекту немецкого экспрессиониста Эриха
Мендельсона. В 1920-е годы
она стала для местных
конструктивистов-авангардистов образцом
передовой архитектуры.

Что сейчас происходит на фабрике? Заброшенные цеха?

На фабрике идет выбор
стратегии развития, цеха пока
еще пустые. В них мы сейчас
работаем над нашей выставкой.
Так что процесс пошел. Знаю,
что там скоро должен быть поставлен спектакль Олега Кулика.
Это будет оригинальное визуальное действие со световыми
спецэффектами на основе того
видео, которое Кулик делал для
литургии Монтеверди «Вечерня
Девы Марии» в парижском театре «Шатле», и видеодокументации, снятой по ходу парижского
спектакля.

Как удалось договориться с хозяевами фабрики?

Хозяин — Игорь Бурдинский
— был у нас в студии на Непокоренных, мы познакомились,
съездили на фабрику. Потом
появилась идея выставки, мы решили ее делать совместно с Французским институтом.

Почему вы назвали выставку «Пространство тишины»?

Пространство тишины — это то, что сейчас
происходит с молодым
искусством в России. Очень
мало мощных ясных высказываний, я имею в виду в первую
очередь коллективные выставки.
Какое-то движение есть, но в основном в Москве и Петербурге. За пределы страны так и не выходит. Я не слышу, чтобы
говорили о молодых российских художниках, как говорят
о китайских, индийских и так
далее. Но при этом мы верим,
что именно в таком пространстве тишины может произойти
взрыв. Такой момент
создания произведения искусства из внешней пустоты.

Как вы собираетесь осваивать пространство? Все
работы будут выставлены
в одном цеху?

Наше пространство — два очень
разных по атмосфере этажа:
один абсолютно светлый, прозрачный, второй практически
без окон, с кирпичными стенами.
Так что экспозиция во многом
продиктована духом места, его
настроением.

Как это будет работать для
зрителей? Как музей? Заданные часы посещения и бабушки в зале?

Для нас эта выставка — настоящий эксперимент, поэтому
никакого музея. Бабушек в зале
не будет, будет один человек
на входе, который поможет
сориентироваться. Часы работы
пока еще точно не определены,
но думаю, что с 12.00 до 21.00,
хотим сделать акцент на вечернее время. Практически каждый
день будут проходить разные мероприятия: так, 1 и 3 июля будут мастер-классы французских
хореографов Рашида Урамдана
и Браима Бушелагема. Мы стараемся сделать максимально насыщенной программу на каждый день.

Кроме группы «Непокоренные» будут и другие художники?

Мы старались делать акцент на интересных молодых российских
художниках, ведь многих из них
петербургская публика не знает.
Мы покажем видеоарт Володи
Логутова из Самары, работы
группы Recycle из Краснодара,
москвичей Ростана Тавасиева,
Алексея Булдакова, Алины Гудкиной, Евгения Антуфьева, группы
«Еликука», Андрея Кузькина — самых активных и многообещающих молодых авторов. Будет
много и питерских художников. Кроме «Непокоренных»,
участвуют Петр Белый, Виталий
Пушницкий, Дмитрий Теселкин,
Александр Дашевский. Для нас
важно показать разные художественные языки и контексты.
Еще будут два прекрасных французских художника — Бертран
План и Сандрийон Беланже.

Это вторая — после «Памяти полей» — большая сборная
выставка, с которой ты работаешь как куратор. Что
изменилось?

«Память полей» — это был мой
первый опыт. С тех пор я поняла, что каждая выставка — это
определенная история, о которой
я рассказываю через искусство.
Что эту историю нужно разворачивать, чтобы она состоялась.
Прийти к этой идее мне помог
опыт работы над проектом
«Старт» на «Винзаводе», где мы каждый месяц показываем выставку нового молодого автора.
Каждая такая выставка — это
история, отличная от других,
ведь одна из важнейших кураторских задач — помогать художнику создавать свой миф. А в коллективном проекте необходим осознанный выбор: кто, как и для чего. Выставкой на «Красном
знамени» мы рассказываем о том, как современное искусство
существует в разных контекстах.
В Петербурге, в Москве или в Самаре все происходит по-разному.
Мне важно, чтобы художники
увидели друг друга, чтобы начался диалог, в пределе, чтобы
контексты объединялись.

«Пространство тишины» С 29 июня по 15 июля, фабрика «Красное знамя»