Как семья из Красногорска создала одно из лучших обучающих приложений в Рунете

Как семья из Красногорска создала одно из лучших обучающих приложений в Рунете

Андрей Писков   11 декабря 2019
9 мин
Как семья из Красногорска создала одно из лучших обучающих приложений в Рунете

Полтора года назад компания «Узелки», основанная семьей Сосниных из Красногорска, выпустила приложение «Читания», которое в игровой форме учит ребенка читать. В разработке принимала участие вся семья: мама придумала концепцию, папа, как специалист по технической части, воплотил ее в жизнь, старший сын написал музыку, а младшие дети придумали сюжет и нарисовали иллюстрации1. В результате сегодня «Читанию» скачали в AppStore более 3000 раз в 40 странах мира, она признана лучшей обучающей чтению игрой на iOS по мнению Роскачества и победила в номинации «лучшее мобильное приложение» на Всероссийском конкурсе «Позитивный контент 2018». Time Out узнал у CEO компании Натальи Сосниной, как им все это удалось.

Еще один способ увлечь детей

До того, как заняться разработкой «Читании», я обеспечивала надежный семейный тыл – решала вопросы, связанные с детьми, домашним хозяйством. Мой муж, математик по образованию, выпускник физтеха, был занят проектной деятельностью в крупных компаниях. Но ему всегда нравилось возиться с детьми, а когда они пошли в школу, он помогал им с освоением школьной программы: ставил с ними химические и физические опыты, решал задачки, учил программировать. Ему всегда хотелось передать детям не только знания, но и интерес к познанию мира. Ведь открывать, а точнее, узнавать, как все устроено – потрясающе интересно. 

В многодетной семье (у Сосниных пятеро детей – прим. ред.) часть задач в отношении младших всегда делегируется старшим. В учебе это прекрасно работает: старшие могут проверить у младших домашнюю работу, помочь выучить стихотворение. Это позволяет родителям переключиться на решение более важных семейных проблем, а дети учатся ладить между собой, развивают ответственность и веру в себя.

У нас был период, когда младшие дети учились читать, и, конечно, я привлекла к этому старших. В какой-то момент старшие стали замечать и возмущаться: «Мам, мы все время делаем одно и то же: учим, повторяем, девочки забывают, мы опять повторяем. Это же скучно!» Мне-то было ясно, что обучение на 90% – рутина, и вроде как к этому привыкаешь, смиряешься. А они не хотели: «Должно быть интересно и весело!» Как сделать более интересным для ребенка процесс запоминания букв, слогов, слияния их в слова и при этом не отбить охоту к чтению? Приложение решает эту задачу. 

Когда младшие дети учились читать, я привлекла к этому старших. В какой-то момент старшие стали возмущаться: «Мам, мы все время делаем одно и то же: учим, повторяем, опять повторяем. Это же скучно!» Как сделать более интересным для ребенка процесс обучения и при этом не отбить охоту к чтению? Приложение решает эту задачу. 

Муж тогда как раз изучал программирование на iOS, так что эта идея стала еще одним способом увлечь детей, которые к тому моменту вошли в возраст цифровых игр. И хотя мы противники пустой траты времени и ограничиваем использование гаджетов, работа над приложением позволила нам всем сойтись на этой почве. 

Семейный проект

Семейное дело – это когда дети вырастают, получают образование и выбирают продолжать начатое родителями дело. Этому классическому определению мы никак не соответствуем, так что нам больше нравится определение «семейный проект». Семейность в том, что дети принимали участие в разработке приложения, придумывали, озвучивали, тестировали. Старший сын серьезно увлекся музыкой, на тот момент это был рэп. Рэп для детской игры как-то не очень подходит, поэтому Сережа расширил зону своих творческих интересов и сделал несколько прекрасных детских композиций. Думаю, это было и ему самому полезно в плане музыкального развития.  

Нам нравится определение «семейный проект». Семейность в том, что дети принимали участие в разработке приложения, придумывали, озвучивали, тестировали. 

Но, как это часто бывает, дети зажглись и остыли. Дети есть дети. Изменился возраст, предпочтения, выросла учебная нагрузка, начался переходный возраст… Поэтому сейчас дорабатываем приложение в основном мы с мужем. Старший сын – студент Бауманки (МГТУ им. Н.Э. Баумана – прим. ред.). У средних – художественные и  музыкальные школы. Но я вижу, что они двигаются параллельно, то есть выбирают в качестве своих интересов знакомые уже области: программирование, математику, музыку, рисование. 

У нас в работе и сейчас много задач, с которыми могли бы справиться наши дети: например, создание анимации. Как раз когда мы осознали, что в приложении нужна новая анимация, наш двенадцатилетний Илья ею заинтересовался — он прекрасно рисует. Освоил простейшие движения в Adobe и в какой-то момент с гордостью заявил: «Мама, я готов. Ну, что мне анимировать?» Я попросила сделать гуся и свинью, отворачивающихся друг от друга, для поговорки «гусь свинье не товарищ» — в «Читании» дети по сюжету в какой-то момент читают много поговорок, смысл которых мы и хотели проиллюстрировать. Через пару дней Илья с гордостью мне продемонстрировал… идущие по дорожке валенки и заявил, что гусь со свиньей – легко, а вот валенки – гораздо труднее. 

Такое же параллельное движение происходит и с музыкой. Но мы не обижаемся, не давим на детей и относимся с пониманием. Пусть занимаются тем, что приносит радость, пусть будут счастливыми.

SCRUM поневоле

Важно то, что приложение сделано родителями и детьми. Ведь мы на своем опыте знаем, какие трудности, опасения и потребности у современных родителей. Кроме того, мы всегда имели при себе реальных пользователей и целевую аудиторию – наших младших и детей друзей. Мы двигались маленькими шагами, постоянно тестируя приложение и подстраивая его под потребности детей и пожелания родителей. Наверное, поэтому мы смогли создать не просто приложение, но систему обучения чтению. Мы видели, что дети таким образом действительно учатся читать, и иногда поразительными темпами, и убеждались, что приложение нужно довести до ума, сделать версию для продажи. Когда пошли первые продажи, мы старались узнать как можно больше мнений о «Читании», что-то дорабатывали, меняли. Получается, что в работе мы невольно использовали SCRUM – известную методологию разработки продукта. Этот подход мы используем и сейчас.

Эксперты vs пользователи

На рынок мы вышли полтора года назад, не имея никакого опыта в разработке и продвижении приложений. Сейчас у «Читании» более 3000 скачиваний. Цифра по меркам индустрии совсем небольшая, но надо учитывать, что приложение никогда не было бесплатным. К тому же почти все эти скачивания произошли на айпадах – очень узком сегменте. Только месяц назад у нас появилась версия для айфонов.

Были негативные предсказания, которые нам в начале пути оказалось нелегко принять. Например, слова инвестора о том, что выжить на рынке приложений чрезвычайно сложно, не сойдется юнит-экономика. Озадачил также комментарий эксперта индустрии на крупной международной конференции. Он свел ситуацию на рынке мобильных приложений к одному совету: «Если вы только задумываетесь о том, чтобы сделать приложение, лучше будет его не делать, весь рынок уже занят». На тот момент «Читания» уже полгода была доступна для скачивания в AppStore.  

Но при этом мы понимали, что наше приложение сильно отличается от остальных предложений на рынке. Мы стремились сделать систему: игру, в которой, с одной стороны, будет большой объем обучающего материала, а с другой стороны, будет некий сценарий, который бы позволил ребенку не терять интерес в процессе обучения. «Читания» получилась приложением большим, глубоким, с вовлекающим сюжетом – миссией по спасению волшебной страны Читании от злого волшебника. Помимо обучения чтению ребенок получает много сопутствующих навыков: учится писать, узнает десятки новых слов, привыкает к обобщениям, систематизации понятий. Узнает пословицы, поговорки, отгадывает загадки – приучается работать с текстом и использовать его для обучения. 

Мы стремились сделать систему: игру, в которой, с одной стороны, будет большой объем обучающего материала, а с другой стороны, будет некий сценарий, который бы позволил ребенку не терять интерес в процессе обучения. 

Возможно, специалисты правы, и нашему проекту трудно будет выжить, но нас вдохновляют отзывы наших пользователей. Вот один из последних: «Прекрасная игра. Сын прошел ее с увлечением два раза, и теперь мы читаем с ним его первые книжки. Спасибо вам большое! Один лишь вопрос: где и когда будет продолжение или игра на другую тему, но тоже сделанная вашей командой? Трудно перейти на что-то другое, менее качественное». И таких отзывов много. Получаем их — и, вопреки мнению экспертов, хочется двигаться дальше.

В свободном режиме

Работа над приложением изменила жизнь довольно сильно. С одной стороны, мы теперь живем в свободном режиме, можем путешествовать в любое время (если не учитывать школу у детей), не привязаны к рабочему дню, офису. С другой стороны, мы очень много времени уделяем развитию «Читании», ее продвижению, и практически все время занимаемся этим. Можем пойти с детьми куда-то в традиционное рабочее время, а потом сидеть за работой до ночи. Но все равно такой режим я считаю более подходящим для многодетной семьи: ездить за продуктами не в час пик, ходить в музеи, планировать отдых не в сезон. И конечно, заниматься тем, что нравится, тем, что объединяет всю семью – это ни с чем не сравнимое удовольствие. 

Планы на будущее 

Мы пока еще малыши, только встали на ножки и пробуем строить бизнес. Инвестиции со стороны до сих пор не привлекали, но ищем. Рассматриваем любые возможности для роста и развития нашего проекта. Планируем добавить в приложение AR – дополненную реальность. В «Читании» пять локаций для обучения чтению, и в одну из них как раз просится этот функционал.

Если говорить о развитии «Читании», то хотелось бы продолжать учить детей читать. Ведь чтение не ограничивается умением прочесть слова и фразы. В начальной школе есть отработка техники чтения, а в средней – смысловое чтение, то есть понимание смыслов в разных текстах: художественных, научных, информационных. 

В последние годы замечаю, что родители стремятся привить детям математические, компьютерные, инженерные навыки и совсем упускают чтение. А ведь если задуматься, чтение разной литературы – это в не меньшей степени развитие ума, чем программирование. Складывается ощущение, что в погоне за техническим прогрессом и в заботе о навыках будущего для наших детей, мы упускаем что-то очень важное: читать с ребенком вместе, прививать ему любовь к книге, привычку черпать ресурс и знания из книг. 

«Читания» для того и создавалась, чтобы родители больше читали детям. Оставьте рутину нашей игре: учить буквы, соединять их в слоги, соединять слоги в слова, читать короткие, длинные фразы – все это ребенок пройдет в приложении. Но есть то, что может дать только родитель – показать красоту и пользу чтения, заинтересовать им ребенка. Вот это гораздо важнее и наиболее ценно! 

1. Для приложения детские иллюстрации перерисовала талантливая уральская художница Ксения Смирнова.