Развитие умной световой среды городов и музеев обсудили на конференции «Световой дизайн»

Развитие умной световой среды городов и музеев обсудили на конференции «Световой дизайн»

  13 ноября 2019
6 мин
Развитие умной световой среды городов и музеев обсудили   на конференции «Световой дизайн»

В Петербурге завершилась пятая международная научно-практическая конференция «Световой дизайн», посвященная развитию умной световой среды в городах, музеях, галереях и других выставочных пространствах. В фокусе обсуждений был человек как драйвер развития светоиндустрии. Организаторами события выступили университет ИТМО, Эрмитаж и АРХКЛУБ.

В торжественном открытии конференции приняли участие заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа А.В. Богданов, председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению А.С. Бондарчук, ректор Университета ИТМО В. Н. Васильев, генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Е. Я. Кальницкая.

Одной из центральных тем первого дня конференции, проходившего в Главном штабе Государственного Эрмитажа, стало развитие интеллектуального наружного освещения. Как отметили спикеры на главной панельной дискуссии «Комфортная световая среда в эпоху цифровизации», сегодня происходит массовая модернизация систем городского освещения в России, и города переходят на светодиодные источники света. Только за последний год число таких светильников в целом по стране увеличилось на полмиллиона. Передовые города, такие как Москва, Петербург, Иваново развивают собственные комплексные программы создания единой световой среды города.

В Петербурге СПб ГБУ «Ленсвет» совместно с Администрацией города работает над созданием крупномасштабной цифровой модели наружного освещения, создаются экспериментальные площадки, где тестируются новые световые решения. В 2019 году  в рамках  программы  по созданию  комфортной световой среды планируется установка в некоторых садах и парках световых смарт-опор с расширенным функционалом — информированием, аудио-сопровождением. Тестируется проект по воспроизведению проекций изображений известных петербуржцев на фасады домов. В ближайшее время такая инсталляция появится на фасаде музея Достоевского. При этом слайды будут меняться на тему знаменитых произведений писателя.  

Умный свет и интернет вещей

Один из драйверов развития умного света — это управляемые световые опоры. Оснащение таких опор контроллерами   и гироскопом позволяет получать обратную связь от умных световых устройств, если, например, фонарь перестал светить на дорогу, или светильник не зажегся. Датчики температуры окружающей среды и температуры светодиода продлевают срок службы ламп. Пилотные проекты «умное городское освещение» уже реализуются компанией «ЭР-Телеком Холдинг» в Москве (микрорайон Марьино), в Петербурге (ул. Кораблестроителей), в Перми (улица Попова), в Омске и Иваново. По данным управления ГИБДД Пермского края, после установки умных светильников  в 2018 году в Перми число ДТП снизилось на 50%. И не было ни одного ДТП, где погибли бы или пострадали люди.

В рамках программы по созданию комфортной световой среды планируется установка в некоторых садах и парках световых смарт-опор с расширенным функционалом — информированием, аудио-сопровождением

В перспективе, при изменении действующего законодательства, такие управляемые световые опоры могут иметь и дополнительные функции. При подаче постоянного питания их можно оборудовать камерами наружного видеонаблюдения, контроля скорости, световыми табло, зарядками для телефонов и т.д., что открывает безграничные возможности для развития сети интернета вещей. При реализации пилотных проектов умного освещения выяснилось, что расписание включения светильников не учитывает такие факторы, как естественную облачность, погодные условия и т.д. Поэтому  компания заключила соглашение с университетом с ИТМО о проведении научно-исследовательской работы по созданию  интеллектуального умного расписания  на основе комплекса математических прогнозных моделей, результаты которого были представлены на конференции.

Опыт Европы

Обсуждался на конференции и опыт  других стран по созданию умного освещения. Как рассказала лектор и исследователь финского Университета Оулу Хенрика Пихлаяниеми, практически каждый горожанин воспринимает три главных аспекта: первое насколько безопасно он может пройти по улице в темное время суток. Второй — хорошо ли подсвечены достопримечательности. Третий — свет должен быть комфортным в разных частях города, способствовать  социализации людей.  Однако опыт  Финляндии или Германии не всегда можно переложить на Россию, поскольку  у нас разное понимание безопасности, — отметила в своей лекции «Оценка влияния городского освещения на уровень качества жизни горожан» Наталья Быстрянцева, канд. архитектуры и ведущий российский эксперт в области урбанистики и светового дизайна, реализовавшей более 80 проектов. По словам эксперта, мы должны прийти к комплексной цифровизации городской световой среды, что позволит задать четкий вектор развития всем участникам этого процесса и определить понятные для всех ориентиры в области энергоэффективности, благополучия человека и создания комфортной городской среды.

В 2018-2030 гг., с перспективой до 2050 г., Северную столицу предполагается развивать как центр cветовой культуры России, согласно «Комплексной программе развития Санкт-Петербурга». Благодаря сотрудничеству Университета ИТМО с Администрацией города разработан инновационный исследовательский проект — платформа по комплексному автоматизированному планированию развития освещения в городе, которая охватывает 18 районов Петербурга. В конце прошлого года  Наталья Быстрянцева впервые представила ее международному профессиональному сообществу на конвенции светодизайнеров PLDC в Сингапуре. Платформа является, своего рода, первым шагом на пути к созданию умной световой среды города, ориентированной на человека, пользователя среды, и современные вызовы времени.

Смарт-решения для городских кварталов

Как отметил заместитель председателя Комитета по градостроительству — главный художник Алексей Моор на панельной дискуссии «Смарт-решения для жилых кварталов», в условиях ужесточения требований законодательства, защищающего историческую среду, именно световые смарт-решения могут обеспечить возможность проникновения в нее современного искусства. Это могут быть, например, проекции на фасады и брандмауэры. Для новых кварталов применение новых технологий светового дизайна поможет создать дополнительные идентификационные и навигационные, но при этом высокохудожественные ориентиры.

Своим опытом в области современных и индивидуальных решений в сфере освещения поделились на дискуссии Юрий Карпенко (компания «САРОС») и Олег Круглов (компания Vitrulux). В частности, компанией Vitrulux была выполнена архитектурно-художественная подсветка Яхтенного моста, для освещения которого использовали почти 670 светильников и прожекторов.  Они освещают переправу, пролеты и опоры снаружи и внутри. Также на переправе работает навигационная сигнализация из зеленых, красных и белых огней.

О новом  уровне кастомизации в фасадном освещении в  ходе реализации «Лахта Центра» рассказала на своей лекции руководитель отдела светодизайна компании IntiLED, известный российский светодизайнер, член жюри конкурсной программы международного фестиваля «Ночь света в Гатчине» Ульяна Виноградова.

Цифровизация искусства

Не менее насыщенной была  музейная сессия, посвященная интерактивным средам в культуре и науке.

Представители музеев и арт-индустрии обсуждали, как на пути к диджитализации музею сохранить свою идентичность, привлечь новых посетителей, не отпугнув старых 

Панельная дискуссия «Сохранение идентичности музеев при трансформации экспозиций в цифровую эпоху. Инновационные методы vs традиции» собрала участников из России, Индии, Нидерландов. Представители музеев и арт-индустрии обсуждали, как на пути к диджитализации музею сохранить свою идентичность, привлечь новых посетителей, не отпугнув старых и т.д. Гендиректор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая рассказала о реализации уникального мультимедийного проекта, музея-спектакля  «Дом игральных карт». Сотрудники Государственного Эрмитажа в своих выступлениях затронули вопросы света в музее и современных технологий. Ярким событием стал совместный воркшоп основателя студии светодизайна YARKO-YARKO Ксении Ланикиной и компании aledo, где рассказали   о влиянии света на образ и восприятие экспоната, а также разрешили поэкспериментировать со световым оборудованием и репродукциями Джексона Поллока.

Второй день конференции прошел  в культурном пространстве АРХКЛУБ на территории «Севкабель Порта» под девизом «Профессиональная трансформация». В программе дня были круглый стол с участием ведущих дизайнеров и культурологов, презентация инновационного международного проекта LIGHT4HEALTH, реализуемого Университетом ИТМО совместно с пятью вузами-партнерами, профессиональное мероприятие Light Slam с участием руководителей и основателей десятка проектных фирм и светодизайн-студий. Заключительным аккордом стал вечерний прием в честь закрытия конференции со светодинамическим сопровождением.