10 серьезных фильмов по комиксам

10 серьезных фильмов по комиксам

Иван Афанасьев   11 сентября 2019
6 мин
10 серьезных фильмов по комиксам

Недавно министр культуры РФ Владимир Мединский заявил, что комиксы — «для дебилов», а тем временем 7 сентября «Джокер» Тодда Филлипса получил главный приз Венецианского кинофестиваля. Впервые в истории фильм, снятый по комиксам, был номинирован и стал лауреатом подобной премии. По этому поводу Time Out выбрал 10 фильмов, которые, возможно, смогли бы переубедить министра культуры в том, что комиксы — это «жевательная резинка»

.

Темный рыцарь (2008, реж. Кристофер Нолан)

Трилогия о Бэтмене уже давно стала классикой современного кино. В основном это заслуга, конечно, второй части, которая значительно отошла от канонов традиционной супергероики. «Темный рыцарь» — это в первую очередь противостояние двух гениальных умов — защитника Готэма Бэтмена и стихийного, необузданного зла в лице Джокера. 

Джокер — новый злодей. Это не клишированный антагонист, который хочет захватить мир — он совершает преступления просто во имя хаоса, который представляется ему лучшим ответом на устоявшийся порядок.

Железный человек (2008, реж. Джон Фавро)

Именно этому фильму о Тони Старке мы обязаны популярностью кинокомиксов и превращению их в главный жанр развлекательного кино. Первое кино было достаточно мрачным высказыванием о войне как естественном состоянии современного мира, где злодеяния совершаются власть имущими под видом наведения порядка и воцарения мира. А сам Железный человек стал своеобразным символом справедливости — важный винтик системы мирового порядка вдруг объявляет бой всему, что, по его мнению, причиняет вред человечеству. И при этом он понимает, что настоящее зло творится с молчаливого согласия тех, кто создает лишь видимость борьбы.

Стражи Галактики (2014, реж. Джеймс Ганн)

С виду детский, веселый и развлекательный фильм, который, на самом деле, имеет множество отсылок к важнейшим культурным памятникам. Достаточно посмотреть, как космический корабль Ронана Обвинителя приближается к планете Ксандар словно своеобразный Троянский конь. А сама атака на планету — интерпретация «Одиссеи» Гомера и «Энеиды» Вергилия. Так классическая литература интегрируется в массовую культуру. Да и сами комиксы являются примером современного мифотворчества.

Первый Мститель 2: Другая война (2014, реж. Энтони и Джо Руссо)

Вторая часть «Капитана Америки» — классический шпионский детектив про скрытую угрозу, которая таится в любой государственной системе, где процветают коррупция и тайные махинации с внешней политикой. «Другую войну» некоторые поклонники комиксов окрестили самым неканоничным фильмом: по канону, в супергероике четко распределены роли между добром и злом. В этом же фильме враг до последнего скрывается под маской, чтобы в конце ударить с тыла и обнажить тем самым несовершенство существующей системы.

Хранители (2009, реж. Зак Снайдер)

Возможно, самый недооцененный супергеройский фильм в истории. Хотя бы потому, что традиционных супергероев в нем в принципе почти и не было: это скорее кино о иноках, которые, открестившись от существующего порядка, вершат правосудие своими собственными методами. В кинотеатры вышла «кастрированная», по мнению кинокритиков, полуторачасовая версия фильма, которая убила главную идею: супергерои в настоящем мире (а в «Хранителях» сюжет базировался на альтернативной истории, близкой к реальности) — просто опасны. Примером тому становится Доктор Манхэттен — человек, который, получив в руки величайшую силу на Земле, стал тем злом, которому сам же и объявил когда-то войну.

Бэтмен против Супермена: На заре справедливости (2016, реж. Зак Снайдер)

Представленная в кинотеатрах версия была далека от замыслов Зака Снайдера: как и в случае с «Хранителями», она была нещадно порезана продюсерами и прокатчиками. Но именно в этом фильме впервые столкнулось два принципиально разных типа супергероев: Супермен-идеалист, который ставит целью искоренение зла любыми способами, и прагматичный Бэтмен, более «взрослый» и хладнокровный персонаж, который понимает, что уничтожить зло полностью невозможно просто потому, что вся жизнь человека — это постоянное преодоление желания перейти на темную сторону. Такой философский контекст немногим пришелся по вкусу, но именно это и поменяло подход к бывшей односложной супергероике.

Логан (2017, реж. Джеймс Мэнголд)

В контексте спорного вопроса о необходимости супергероев в реальной жизни нельзя не назвать, конечно, финальный на данный момент фильм про Росомаху. Сам по себе персонаж наравне с Джокером — один из самых интересных и драматичных. В «Логане» Джеймс Хоулетт живет в мире, где традиционные супергерои-идеалисты медленно умирают: они не в состоянии изжить гегемонию зла и обречены на забвение, и даже всесильный Чарльз Ксавьер оказывается немощным стариком, чья сила, неподконтрольная ему, становится опасной для окружающих. Такой пессимистичный, «взрослый» взгляд на подростковый, как принято считать, жанр был высоко оценен кинокритиками, признавшими, что критический взгляд на саму идею кинокомикса лишь подчеркивает значимость этой культуры.

Город грехов (2005, реж. Роберт Родригес)

Фильм, который нужно показать любому противнику «говорящих картинок». Сам по себе комикс — синтетическое искусство, как губка вобравшее в себя наследие культуры многих поколений и направлений. 

«Город грехов» — дань жанру классического американского нуара. Мрачное и обстоятельное исследование темного человеческого начала, порождающего как злодеев, так и героев, которые с ним борются. А если свет окончательно проиграет  в борьбе, то воцарится тьма, как в Бэйсин-Сити. Это фильм-предостережение, лучшее доказательство того, что комикс в лучшем своем проявлении — не самоцель, а лишь средство, чтобы рассказать о важном. Например, о том, как легко грехи овладевают человеком, если дать им на это волю.

Невероятный Халк (2008, реж. Луи Летерье)

Подзабытый сольный фильм про супергероя, еще не успевшего стать Мстителем, вслед за оригинальным комиксом по-новому интерпретировал классический сюжет о докторе Джекиле и мистере Хайде. Снова человек становится полем битвы между звериной сущностью Халка и разумом Брюса Бэннера. Это вообще популярный мотив в кинокомиксах, но здесь он заиграл новыми красками: противостояние ученого-монстра жестокому майору Блонски превращается в манифест противления пацифизма всеобщей милитаризации. На примере Халка мы видим, что даже в чудовище, которым он является, возобладали человеческие ценности.

Оправданная жестокость (2005, реж. Дэвид Кроненберг)

Пожалуй, самый неожиданный и взрослый фильм в нашей подборке. Картина Кроненберга, своеобразного эксперта по темным началам в человеке в мире кино, снята по комиксу издательства Vertigo, под эгидой которого DC выпускали более «взрослую» продукцию. «Оправданная жестокость» основана на идее господства фрейдистского бессознательного в человеке, — оно и подталкивает его на совершение преступлений. Назвать Тома Столла, протагониста, супергероем при желании можно, ведь он с легкостью расправляется с врагами, которые встают у него на пути (правда, тогда выходит, что он скорее антигерой). Но можно ли оправдать человека, который, имея суперсилу, невольно превращается в преступника?