Детективы, вампиры и легкая готика: 10 хороших шведских хорроров

Детективы, вампиры и легкая готика: 10 хороших шведских хорроров

Иван Афанасьев   4 сентября 2019
5 мин
Детективы, вампиры и легкая готика: 10 хороших шведских хорроров
Time Out вспоминает десять выдающихся хорроров, которые пришли к нам из Швеции — как относительно известных, так и тех, про которые вы вряд ли слышали.

Возница (1920, реж. Виктор Шестрем)

Начать разговор о шведских хоррорах нельзя без упоминания великого шедевра немого кинематографа, который снял любимый режиссер Ингмара Бергмана, звезда «Земляничной поляны» Виктор Шестрем. В Швеции действительно существует легенда о том, что последний умерший под праздник Нового Года человек становится Призрачным возницей, который после смерти вынужден подвозить души умерших до того света. Таковым и становится Георг — ему суждено встретить своего друга Хольма, главного героя фильма, убитого в пьяной драке. Это не только действительно страшный фильм, но и мощная философская притча о том, как окружение влияет на человека.

Впусти меня (2008, реж. Томас Альфредссон)

Забавно, что этот фильм вышел в один год с «Сумерками» — фильмом, который демаргинализировал вампиров в поп-культуре, превратив их из властителей ночи в слащавых подростков, одержимых проблемами полового созревания. «Впусти меня» — тоже про подростков и подростковую любовь и тоже про вампиров. Но фильм Альфредссона совершенно иной: это неоготическая жуткая история отношений между парнем-аутсайдером и странной девушкой, которая совсем не так проста, какой кажется на первый взгляд.

В лесу (2016, реж. Жиль Маршан)

Как и недавнее «Солнцестояние», фильм фестивального режиссера Жиля Маршана снят в копродукции со Швецией, но национальный колорит играет здесь крайне важную роль. Два мальчика едут на встречу с отцом, которого они давно не видели, но встреча не приносит должной радости: младший Том уверен, что с родителем что-то не так, а сам папа уверен, что мальчик может видеть то, чего не видят другие. Как и всякий фестивальный хоррор, «В лесу» не предлагает скримеров, нагнетания страха жуткими звуками и прочих приемов. Вместо этого он воссоздает на экране ужас одиночества двух детей, которые сталкиваются с тем, чего доселе еще не видели.

Круг (2015, реж. Леван Аркин)

Как и «Впусти меня», картина Аркина является экранизацией — в основу лег одноименный фэнтезийный роман Матса Страндберга. Но стоит выбросить из головы привычные клише в виде эльфов, фей и могущественных заклинаний — это магический мир совсем иного толка. Несколько девушек-школьниц обнаруживают в себе сверхъестественные силы, когда над их школой повисает кроваво-красная луна, а загадочные силы расправляются с их подругой и грозят всем людям на планете. «Круг» можно назвать, пожалуй, легкой версией мрачной готической саги, но он достойно передает главное — атмосферу битвы добра с абсолютным злом.

30 дней до рассвета (2006, реж. Андерс Банке)

Российские кинематографисты не первый раз сотрудничают со скандинавскими, в том числе на почве фильмов ужасов — можно вспомнить, например, русско-финский «Шоппинг-тур». Комедийный хоррор «30 дней до рассвета» снял будущий режиссер российского «Чернобыля», и на момент выхода фильм оценили не слишком высоко. Но это была отличная пародия на вампирские ужастики: группа озабоченных подростков, объевшись загадочных красных таблеток на вечеринке, превращается в кровожадных монстров, охотящихся на Сагу — новенькую в компании девочку, которая отказалась от употребления сомнительных веществ.

Алена (2015, реж. Даниэль ди Градо)

Не совсем фильм ужасов, скорее триллер, но пугающих моментов в нем предостаточно. Кстати, тоже про школу: в элитном пансионе запуганную девушку травят одноклассницы . Когда Алена встречает Йозефину, между ними возникает дружба, которая очень скоро перерастает в любовные отношения. Йозефина готова на все ради своей любимой — даже на преступления. Несложно догадаться, что будет центральным «ужасом» этого фильма, но оттого не менее жутко смотреть, как невинные с виду девочки-подростки на глазах зрителя превращаются в жестоких исчадий ада.

Американский бургер (2014, реж. Йонатан Бромандер и Бонита Дрэйк)

Уже по названию очевидно, что серьезными ужасами в этом фильме не пахнет. Так и есть — это скорее очень черная комедия с незатейливым сюжетом в духе классических слэшеров. Группа американских студентов приезжают в Швецию и попадают на завод, где производят «100% американские бургеры». Понятно, из чего здесь делают мясные котлеты — и в итоге начинается почти что «Крик» или даже «Техасская резня бензопилой», но в несколько комедийном антураже. Напугать этот фильм вряд ли сможет (разве что красочным изображением насилия), а вот повеселить должен изрядно — в том числе пародиями на разнообразные американские клише про Европу.

Без света (2013, реж. Дэвид Ф. Сандберг)

До того, как снять жизнерадостный «Шазам!», Сандберг промышлял хоррорами, и прославил его именно этот фильм. Хронометраж картины всего три минуты, но она пугает так, как не смог напугать полнометражный дебют режиссера «И гаснет свет…», основанный на этой короткометражке. Все просто: женщина у себя дома выключает свет и видит в темноте жуткий силуэт. Включает свет — силуэта нет, снова выключает — силуэта нет. Но ведь он только что был… Куда он делся? Обычно такие фильмы пугают на манер классических детских страшилок — но, поверьте, эта страшилка напугает даже взрослого человека.

Гипнотизер (2012, реж. Лассе Хальстрем)

Между фирменными слезоточивыми фильмами («Дорогой Джон», «Хатико», «Собачья жизнь»), снятыми в США, Хальстрем успел съездить на родину и снять мрачный скандинавский нуар о гипнотизере, который забирается в голову маленького мальчика, оставшегося в живых после жестокой расправы маньяка над его семьей. Шведские детективные триллеры порой оказываются не менее жуткими, чем традиционные хорроры — достаточно вспомнить инфернальную трилогию «Миллениум».

Мертвая зыбь (2013, реж. Даниэль Андерссон)

Еще одна экранизация шведского детективного бестселлера — на этот раз Юхана Теорина, который также прославился книгой «Ночной шторм». В «Мертвой зыби» женщина, двадцать лет назад потерявшая сына, получает известие, что на отдаленном острове могли видеть предполагаемого похитителя и убийцу мальчика, который уже давно должен быть мертв. Расследование приводит героиню к истинному злу в человеческом обличье, которое пугает похлеще, чем вампиры и оборотни.