Волшебные помощники или опасные зануды: 7 типажей продавцов-консультантов

Как часто, зайдя в магазин, мы прячемся за стеллажами, опускаем глаза, поворачиваемся спиной — лишь бы не встретиться взглядами с консультантом? И уж тем более не хочется самим обращаться за помощью к сотрудникам магазина... И все-таки, могут ли продавцы по-настоящему вдохновлять? Time Out поразмышлял, на кого обычно похожи консультанты и насколько вообще теоретически они могут нам помочь. 

Фея Динь-Динь 

Фея-мастерица! Трудолюбива, находчива, мила. В магазине чувствует себя как дома, по-хозяйски порхает, постоянно что-то поправляя на витринах.  Вам повезет, если вы решите спросить у нее совета, — скорее всего, ее консультация будет больше похожа на разговор с приятельницей. Она играючи введет вас в курс дела, расскажет о новинках, — например, косметики, — плюсах, минусах и ненавязчиво посоветует несколько вариантов. Невзначай предложит еще пару совершенно необходимых дополнительных продуктов, которые вам точно нужны! При этом вы будете полностью согласны со всеми примерами, выводами и шутками — и даже захотите поделиться своими наблюдениями, размышлениями о новом образе, посетовать на инновации. 

Это легкая игра в дружбу, полное отсутствие осуждения, нравоучений и наставлений — то, что мы как раз и ждем от консультанта.  

Снежная королева  

Стать, стиль, надменность во взоре. С таким консультантом — никаких доверительных бесед и приятельских отношений. Диалог будет больше похож на разговор со строгим преподавателем. Такие консультанты не заговаривают первыми, а только отвечают на ваши вопросы, сканируя вас программой, встроенной в ледяной взгляд, — возраст, уровень достатка и платежеспособность, мотивы покупки. 

Скорее всего, в общении с такими консультантами вы никогда не узнаете, хорошо ли сидит этот пиджак и подходит ли вам именно эта стиральная машина — а иногда вы вообще внезапно начинаете самостоятельно объяснять сотруднику магазина, почему именно такую кофемашину вам обязательно надо купить. При этом все время вас мотает от зависти «вот бы и мне такое чувство собственного достоинства в сочетании с безупречным стилем» до негодования «какого черта я чувствую себя подчиненным». Профессиональной помощи от таких консультантов не дождаться. 

Олененок Бэмби 

Скромный и нерешительный. Часто хочется купить какую-нибудь мелочь, просто чтобы порадовать такого сотрудника, даже если вы зашли просто посмотреть или уточнить. Кажется, что консультант — новичок, еще не освоился в зале, робеет при виде каждого заходящего, но, посматривая на администратора, бодрится, заламывая руки, двигаясь украдкой, по необходимости подходит, чтобы предложить свои услуги. С горящими глазами вам расскажут все, что накануне было заботливо заучено о каждой единице товара.  

В итоге зачастую именно в таких случаях есть шанс купить что-то действительно приятное и нужное, пусть это будет всего лишь гигиеническая помада или пачка фильтров для воды. 

Джинни 

— Я бы хотела подобрать тушь. 

— О да, давайте найдем тушь на ваши невероятные сияющие реснички! 

Энергия бьет ключом, позитив сшибает с ног, услужливость уровня бог. Подкупает вниманием: кажется, вы не помните, когда о вас так заботились. В каждой фразе по три комплимента, причем не всегда банальных, в каждом жесте готовность ради вас сотворить чудо.  Вы только начинаете говорить, только подаете намек, и вот перед вами раскладывают горы сокровищ, новинки — вот эта эксклюзивная, привезли только что, больше нигде нет, — и нестареющую классику. Постепенно вам начинает казаться, что консультант читает ваши мысли; становится любопытно, как это работает, и появляется все больше «а если бы...», «может быть другой вариант...» или «хочется чего-то оригинального...».  

В итоге вы, окрыленные обожанием, выходите из магазина с полными сумками разнообразия... так и не подобрав ту единственную, действительно необходимую тушь. 

Лиза Симпсон 

Всегда говорить правду, быть откровенной, принципиальной, настаивать на своем, не скрывая интеллект. Казалось бы, что может быть лучше? Непредвзятое мнение, собственная позиция, личная оценка, желание показать все без прикрас, раскрыть плюсы и минусы товара, обсудить все как есть. 

Но иногда откровенность перерастает в позерство и личные упреки; сначала вроде оценивают товар, но постепенно складывается впечатление, что оценивают вас. А это прямой путь к манипуляции: перед тем, как оплатить покупку, проверьте, действительно ли ваш выбор — веление сердца, или вы просто хотите доказать консультанту, что вы не тот, за кого он вас принял? 

Урсула 

Хозяйка зала с недюжинными ораторскими способностями, уверенная в себе, слегка тщеславная. Стоит ей сказать пару лестных слов — и любое платье будет по фигуре, каждый цвет подойдет, и нет такого фасона туфель, который был бы не в моде. Даже розовый холодильник с помощью волшебных убеждений идеально впишется в интерьер вашей кухни. Всегда сойдет за свою, найдет ключ к любому темпераменту и любому настроению, хотя сначала вы можете ее даже не заметить.  

Обходительность, вежливость и деликатность способны творить чудеса, если кому-то хочется ненадолго ощутить себя важной персоной. Сожалеть вы начнете чуть позже... 

Господин Пинг 

Если покупатель уверенно заходит в магазин и начинает мерять длину телевизора в локтях или ладонях, спасет только житейская мудрость — тот самый секретный ингредиент, который помогает найти общий язык практически с каждым. Итак, бытовая мудрость, немного простодушия и любви к своему делу — вуаля, перед вами удобный консультант и по совместительству самый обычный человек. Он просто хочет разобраться во всех нюансах ваших желаний и возможностей и помочь с покупкой — и такая простота чаще всего подкупает. Как и вы, он так же во многом сомневается, немного сварлив и любит качество и практичность больше, чем красивую упаковку и стильный внешний вид. Cовершенно не назойлив. Встречается редко.