Театральный Петербург в вопросах и ответах

Театральный Петербург в вопросах и ответах

  12 августа 2019
10 мин
Театральный Петербург в вопросах и ответах

Каждые выходные с 3 августа по 9 сентября на открытой сцене проекта «Театральный Петербург на Книжных аллеях» выступают артисты петербургских театров. Тайм Аут пообщался с организатором проекта и театральной общественностью, задействованной в проекте, чтобы выяснить, куда движется современный театр, и что нас ждет на подмостках в новом сезоне.

 

Александр Петров, н. а. России,  художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье»:

— 2019 — Год театра в России. Вы служите театру много лет. Как вы оцениваете театр современный, куда он движется, на ваш взгляд?

— Как говорил Николай Павлович Акимов:  «Живое искусство, подобно велосипеду, может или двигаться вперед или лежать на боку», так что главное в том, что современный театр движется. И движется он сейчас по многим направлениям, как традиционным, так и совершенно новым. И это очень хорошо! 

— Какие сюжеты и постановки сегодня наиболее востребованы по вашим наблюдениям?

— Хорошие сказки и фольклор никто не отменял. (Между прочим, не только для детей, но и для взрослых.) Но сейчас стала появляться и новая современная драматургия для детей и подростков. Слава богу, ее стали издавать — как отечественную, так и переводную. А постановки востребованы хорошие, созданные на высоком художественном уровне. И в последние годы режиссеры и театры стали вкладываться в спектакли для детей — с точки зрения и престижа, и качества спектаклей.

— Изменился ли юный зритель?

— Зритель, конечно, меняется. И как ответ на зрительский запрос набирают популярность «гаджетовские» спектакли, перформансы, спектакли-квесты.

— Какие новые постановки в вашем театре ждать этой осенью?

— Наша театральная осень закончится премьерой оперы Ефрема Подгайца «Алиса в Зазеркалье», а театральная весна в нашем театре пройдет под знаком «Отелло» Верди. И еще мы хотим попробовать с нашим постоянным автором — уральским композитором Анастасией Беспаловой — делать мини-спектакли для совсем маленьких зрителей, буквально годовалых.

Фото: Александр Карнаков

 

Алексей Козырев, художественный руководитель и главный режиссер театра «Алеко»:

— Вы служите театру много лет. Как вы оцениваете театр современный, куда он движется?

— Современный театр, прежде всего, должен во всем соответствовать духу, запросам, чаяниям и проблемам сегодняшнего дня. В частности, современный театр не может отставать от развития общества, от достижений науки. На «нафталине» театр держаться не может. Нужны самые продвинутые компьютерные технологии, внедрение новейшей видеопроекции, лазерных эффектов, голографии и пр. Естественно, что всё это должно очень органично и даже деликатно вписываться в театральное действие, не затмевая его, а дополняя, создавая новые визуальные возможности.

— Какие сюжеты и постановки сегодня наиболее востребованы?

— Достаточно посмотреть репертуар театров обеих столиц — везде появились мюзиклы, даже в классических драматических театрах. Это и дань современной тенденции, и ответ на зрительский запрос. Но без профессионального вокала сохранить чистоту жанра невозможно. Скидка на то, что это драматические артисты и им не обязательно быть вокалистами, не работает. Я специально обошел весь Бродвей, не пропустив ни одного мюзикла, чтобы понять особенности этого жанра. А Бродвей — это родина и эталон мюзикла! Так вот, третьестепенные роли в стиле «кушать подано» там споют так, что, как говорится, «до мурашек». У нас же порой полагают, что достаточно в афише крупно написать «Мюзикл» и этого будет достаточно. Нет! Не достаточно! Ну, назовите, в конце концов, «музыкальный спектакль», но зачем же над жанром измываться?!

На «нафталине» театр держаться не может. Нужны самые продвинутые компьютерные технологии, внедрение новейшей видеопроекции, лазерных эффектов, голографии и пр. Всё это должно очень органично вписываться в театральное действие, не затмевая его, а дополняя, создавая новые визуальные возможности

«Алеко» — тоже драматический театр и тоже не остался в стороне от мюзикла. Так в прошлом сезоне мы представили зрителям свой первый масштабный мюзикл Verona, в новом сезоне готовим премьеру «Титаника». Но мы гарантируем, что в наших проектах будет звучать только первоклассный вокал, задействованы высококлассные профессионалы. Мы обязуемся держать планку.

— Изменился ли юный зритель?

— В категории «юный зритель» зритель очень разный. Разделим его условно на две части.

Совсем юный зритель, малыши, не изменились, потому что их интерес обеспечивают родители, у которых своя ностальгия по детству. Родителям хочется, чтобы их дети получили те же положительные впечатления, которые запомнились им самим. Поэтому большей популярностью пользуются спектакли по классическим детским сказкам.

«Юный зритель» постарше уже определяется согласно своим представлениям. Им хочется что-то новое и современное. Им интересна тема любви, современная музыка и новые технические средства выражения.

— Какие новые постановки мы увидим этой осенью в вашем театре?

— Поскольку новый сезон для нас десятый, юбилейный, то он обещает быть  насыщенным на премьеры. Театр открывает сезон 14 сентября премьерой  для самых маленьких — спектаклем «Сказка о Красной Шапочке».

Уже через неделю 22 сентября еще одна премьера для детей постарше — веселый музыкальный спектакль для семейного просмотра «Ходжа Насреддин — возмутитель спокойствия».

19 октября готовится премьера комедии Островского «Богатые невесты».

1 ноября — премьера молодежной рок-комедии «Большие гонки», спектакль для семейного просмотра адресован, прежде всего, подросткам. Эту возрастную аудиторию современный театр не слишком балует. Мы решили заполнить этот пробел.

30 ноября ждем всех на премьере нового мюзикла «Титаник». И это только начало сезона.

 

Александр Плющ, директор и художественный руководитель клоун-мим-театра «Мимигранты»:

— 2019 — Год театра в России. Как вы оцениваете театр современный, куда он движется, на ваш взгляд?

— Во все времена велись разговоры о том, что театр умер. Очень хорошо показан этот момент в фильме «Москва слезам не верит», герои которого заявляют, что театра скоро не будет, а будет «одно сплошное телевидение».

Герой известного фильма заявлял, что театра скоро не будет, а будет «одно сплошное телевидение». Однако театр жив, он всё время возрождается и продолжает двигаться в сторону человека, пытаясь осмыслить наш безумный современный мир

Однако театр жив, он всё время возрождается и продолжает двигаться в сторону человека, пытаясь осмыслить наш безумный современный мир.

— Какие сюжеты и постановки сегодня наиболее востребованы?

— К сожалению, всегда самым востребованным жанром была мелодрама. И сегодняшний день не является в этом плане исключением. Конкурировать с ней может только детектив на телеэкранах. Но, с другой стороны, все жанры хороши, кроме скучного, если они хорошо сделаны. Даже наш спектакль «Коза», поставленный по рассказу Михаила Зощенко, хоть и заявлен в афише как сентиментальная комедия, но по своей сути тоже является мелодрамой.

— Изменился ли юный зритель?

— Ребенок — всё равно ребенок, даже если он вооружен до зубов гаджетами. К счастью, этот зритель не меняется — ни от времени, ни от страны.

— Какие новые постановки готовите к осени?

— Этой осенью мы предлагаем юным зрителям окунуться в классику английского юмора и пройтись по лесу вместе с Винни Пухом. Так что следите за нашими новостями и приходите на спектакли в «Мимигранты»!

 

Сергей Морозов, художественный руководитель-директор театра «На Литейном»: 

— Как вы оцениваете современный театр, куда он движется, на ваш взгляд?

— Для меня сегодня существует две тенденции в развитии театра. В первом случае театр находит новые формы взаимодействия со зрителем и современной драматургией, обретает новые форматы в качестве сценической площадки, экспериментирует с конструкциями текстов, которые являются основой для театра.  Второе направление — это  когда театр ищет современный взгляд на известные тексты и по-новому, с учетом современной пульсации общества, пересматривает и перерабатывает опыт культурных накоплений прежних времен.

— Какие сюжеты и постановки сегодня наиболее востребованы?

— Меня удивляет, когда очень многие люди самых разных возрастов, социальных, материальных уровней и образованности на вопрос «А что бы вам хотелось посмотреть в театре?» отвечают: «А что у вас есть повеселее?». Жизнь сейчас довольно жестокая, она диктует необходимость выдоха.  И поэтому, мне кажется, что театр, который светлее по своей энергии изнутри, более чуткий и чувственный, сегодня становится востребованным  у широкой аудитории.

— Изменился ли юный зритель?

— Безусловно. Зрелищная история, которая доступна сейчас юному зрителю с самых ранних лет, диктует и театру необходимость быть более ярким и острым в развитии сюжета. Только так сегодня можно «захватить» молодежную аудиторию. А дальше это уже на совести театра — восходить внутри спектакля к разговору на большие темы или нет.

— Какие новые постановки в вашем театре ждем этой осенью?

— 25 сентября состоится премьера спектакля «Тот самый М.» по пьесе Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен» в постановке молодого режиссера Александра Серенко. В главной роли —заслуженный артист России Николай Соловьев.

В октябре состоится премьера по пьесе Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж». Режиссер спектакля — Александр Кузин. Роль миссис Сэвидж исполнит народная артистка России Татьяна Ткач.

В ноябре мы планируем выпустить спектакль по пьесе Алексея Куралеха «Перемирие» в постановке Юлии Ауг. Читка пьесы была показана летом на лаборатории в Нарве и вызвала огромный интерес у зрителей.

В феврале зрителей ждет премьера по пьесе Николая Эрдмана «Мандат» в постановке режиссера Дениса Азарова.  

Фото: Сергей Рыбежский

 

Леонид Алимов, главный режиссер Театра им. В.Ф. Комиссаржевской:

— 2019 – Год театра в России. Вы служите театру много лет. Как вы оцениваете современный театр, куда он движется, на ваш взгляд?

— Не устаю повторять со всеми известными оговорками — я очень доволен театральным ландшафтом России последних лет. Повторюсь, я в ужасе от всех так называемых «театральных дел»: жуткого недофинансирования, особенно провинциальных театров, дурацких экономических установок и т.д. и т.п.… НО! При этом мы наблюдаем повсюду невероятный интерес к самым различным, появляющимся буквально на наших глазах всё новым и новым формам театральной жизни. Особенно меня восхищает многообразие этих самых форм. Каждый вечер перед вдумчивым зрителем стоит непростой выбор — куда пойти? Тут тебе и классический театр с «кренолинами», а тут группа совсем юных актеров рассказывает для 20-и зрителей историю про нынешних подростков, а, по сути, про себя. Здесь новомодный иммерсивный театр, а там — не менее модная читка и т.д. А какое количество фестивалей, фестиваликов, фестивалищей, смотров, олимпиад, мастер-классов! Ищите и обрящете! Было бы желание. А выбрать, поверьте, есть из чего. И я рад этому многообразию и всеохватности нынешнего театра.

— По вашим наблюдениям, какие сюжеты и постановки сегодня наиболее востребованы?

— Это самый сложный вопрос. Не знаю, как на него ответить … Г.А. Товстоногов говорил, что «запрос» и «идея» нового спектакля всегда лежат в зрительном зале. Задача — успеть угадать и отгадать и эту идею, и этот запрос. Наверное…  

Г.А. Товстоногов говорил, что «запрос» и «идея» нового спектакля всегда лежат в зрительном зале. Задача — успеть угадать и отгадать и эту идею, и этот запрос

Мой почти 30-летний опыт говорит об одном — это постоянный поиск, вечная игра в «кошки-мышки» со зрителем, с поиском нового материала, с самим собою прежде всего. Одно могу сказать точно — результат (практически всегда) предугадать невозможно.

— Какие новые постановки в вашем театре ждем этой осенью?

— Первая и большая осенняя премьера у нас в театре — это спектакль по роману И.А. Гончарова «Обломов». Я сам, как актер, много лет играл эту роль, а теперь хочу другим взглядом рассмотреть этот действительно важный русский архетип и хоть как-то постараться понять его. Так что ждем в ноябре. А, на самом деле, ждем всегда. Ходите в театр — там интересно!