Александр Муратаев, иллюзионист: магия — это то, что мы не можем себе объяснить

Александр Муратаев, иллюзионист: магия — это то, что мы не можем себе объяснить

  6 августа 2019
8 мин
Александр Муратаев, иллюзионист: магия — это то, что мы не можем себе объяснить

Самый известный иллюзионист страны родом из Санкт-Петербурга. Совсем скоро Александр вновь выступит в родном городе и продемонстрирует заинтригованной публике свои удивительные трюки. Накануне события мы поговорили со знаменитостью и выяснили, как поступают фокусники, если что-то пошло не так, и есть ли трюки, которые ему неподвластны.

 

— Александр, вас называют главным фокусником страны. А в вашем детстве для вас кто был главным: Амаяк Акопян, братья Кио, Копперфильд?

— В детстве для меня был главным Копперфильд — именно на него я равнялся. Пересмотрел все его шоу, собирал все статьи о нем и до сих пор в своих выступлениях использую какие-то приемы, связанные и с технической стороной, и с эмоциональной, которые использовал он. И тогда, когда мне было 10 лет, и сейчас Дэвид Копперфильд остается для меня номером 1. 

— Всех мальчишек, да и девчонок тоже манят своими выступлениями фокусники и иллюзионисты. А ваш интерес к вашей нынешней профессии тоже из детства? Вы кто по образованию?

— Интерес у меня появился в 8 лет. Папин друг на его дне рождения показал мне фокус — и не один, а, наверное, 30 раз. Я 3 часа бегал за ним, просил повторить, никак не мог догадаться, в чем секрет. А когда он мне рассказал, я понял, насколько это классно, и что мне хочется также удивлять других людей. Так я и начал изучать фокусы. Кстати, основная цель, которая всегда движет мной, это та радость, то удовольствие, которое получают зрители от моего исполнения трюка. А учился я в ГУАПе и у меня две специальности: «эксплуатация авиационных и космических технологий» и «эксплуатация радиотранспортного оборудования». Я никогда не думал, что фокусы станут моей профессией, это всегда было хобби, и только после окончания университета я понял, что не желаю заниматься технической работой, а хочу, чтобы и хобби, и работа было одним целым.

— А что для вас, взрослого, состоявшегося человека, является волшебством? Про что вы можете сказать (исключая работу коллег по цеху) «фантастика, волшебство!»?

— Меня очень часто спрашивают, существует ли магия, и я отвечаю, что не могу подтвердить, что она существует, но и отрицать этого не могу. Для меня магия и волшебство — это то, что на данный момент мы не можем объяснить. Например, 500 лет назад летающий самолет или движущаяся машина были для человека чем-то сродни магии. А сейчас мы, например, не можем общаться с помощью эхолокации, как это делают дельфины, не можем видеть магнитные поля и принимать какие-то радиосигналы. Возможно, если бы наши зрение и мозг были развиты лучше, то мы бы это научились видеть и воспринимать.

Меня очень часто спрашивают, существует ли магия, и я отвечаю, что не могу подтвердить, что она существует, но и отрицать этого не могу. Для меня магия и волшебство — это то, что на данный момент мы не можем объяснить

И когда произойдет очередной эволюционный скачок, мы научимся это делать, но сейчас вот эта вот непонятая нам физика как раз и является магией. И так было и 500, и 1000, и 2000 лет назад — всё приходит со временем. Может быть, мы сможем путешествовать во времени через 1000 лет, а если бы это кто-то смог сделать сейчас, то другие бы думали, что это магия.

— У вас есть миссия или какая-то глобальная цель, которую вы преследуете в своей работе?

— Помимо того, что я показываю фокусы на сольных выступлениях, корпоративах, на телевидении и ютубе, я также организовываю очень много всего, что связанно с жанром магия в нашей стране: форум, концерты, профессиональные встречи и обсуждения с другими фокусниками. Для меня это очень важно, это действительно можно назвать миссией — продвигать жанр в нашей стране и добиваться того, чтобы мы догоняли этот вид искусства на Западе. А пока у нас в отличие от Америки и Европы нет офлайн-магазинов, журналов, связанных с фокусами, у нас нет такого количества конференций и такого количества выступлений, как на Западе, а это, конечно, всё способствует развитию индустрии. Но 6-7 лет назад не было даже того, что есть сейчас. Мы уже 5 лет подряд делаем самую крупную конференцию для фокусников, в январе этого года к нам приехали 500 человек из 18 стран, включая Россию, страны СНГ, Китай, Корею, Индонезию, Америку, Германию и другие страны. И это, конечно, был большой скачок, а в следующем году мы планируем сделать еще более сильный форум, и я надеюсь, что это будет способствовать развитию моего любимого жанра. Буквально на днях, 30 июля, я организовал встречу фокусников в Москве, чтобы поговорить с ними о дальнейшем продвижении.

— Самые смешные вопросы, которые вам задают дети после выступлений? Как вы воспринимаете общение с юной аудиторией?

— На самом деле, я редко работаю с юной аудиторией, потому что у меня более взрослая программа, шутки. Если и работаю, то с детьми старше 10 лет, когда они размышляют уже больше как взрослые. А для детей есть иллюзионисты, которые целенаправленно делают программы с кроликами, шариками, платочками. Такая детская визуальная магия, которая им и нужна. Если дети задают мне вопросы, то чаще всего спрашиваю «а как это делается?». И взрослые, кстати, тоже (смеется).

— У вас на сайте написано, что вы даете частные уроки волшебства. Учеником может стать любой?

— Да. На первое занятие приходят с большим энтузиазмом, а потом, когда понимают, что фокусы — это не просто какие-то секретные знания, но и упорные тренировки, которые отнимают много времени, пыл учеников обычно стихает: на втором занятии их уже 80%, на третьем — 60% и так далее. Помню, когда мне было 13-14 лет, я постоянно ходил с колодой карт — даже зимой! Крутил ее, она у меня рассыпалась: то в переходе в метро в грязь и слякоть, то на улице в снег, то на пешеходном переходе… Я их собирал, всё время менял и, конечно, меня сильно раздражало, когда что-то не получалось. Нужно иметь очень много желания, чтобы всему этому научиться.

— Как вы действуете, если что-то пошло не так во время исполнения фокуса? Как выкручиваетесь в такой ситуации?

— Профессиональный фокусник должен быть готов к любой ситуации, это, наверное, одно из главных его качеств. И если что-то пошло не так (а такое, конечно же, может произойти), он должен иметь в голове план выхода из ситуации.

Профессиональный фокусник должен быть готов к любой ситуации, это одно из главных его качеств. И если что-то пошло не так, он должен иметь в голове план выхода из ситуации. В нашем деле 80% — это подготовка, а 20% — импровизация, с помощью которой можно выкрутиться

В нашем деле 80% — это подготовка, а 20% — импровизация, с помощью которой можно выкрутиться из ситуации, когда что-то пошло не так. Вот я, например, лежу в кровати и размышляю перед выступлением, или гуляю по лесу и тоже размышляю: что было бы, если бы зритель поступил так, ага, я поступлю следующим образом, а если зритель поступит вот так, то я сделаю так. И я сам себя подготавливаю к различным сложным ситуациям, которые редко возникают, но которые могут возникнуть. В этом и заключается профессионализм фокусника.

— Есть ли трюки, которые по сложности исполнения пока для вас недостижимы, но вы хотели бы их выполнять?

— Наверное, таких трюков нет. Однако есть трюки, которые требуют большого финансирования для того, чтобы их показать. Не буду приводить примеры, иначе сразу станет понятно, что эти трюки сделаны с помощью дорогого реквизита. У меня в голове много фокусов, ждущих своего часа и реализации, многие из них требуют существенных вложений.

У меня в голове много фокусов, ждущих своего часа и реализации, многие из них требуют существенных вложений. Надеюсь, в будущем все-таки получится их исполнить. Осталось только найти инвестора, который скажет "а давай сделаем вот этот сложный трюк, вот тебе денег"

Надеюсь, в будущем все-таки получится их исполнить. А в плане сложности, еще раз повторюсь, недостижимых трюков нет. За последние 20 лет я освоил огромную базу фокусов — теперь любой новый трюк дается не так уж и сложно. Есть привычка много репетировать, есть солидный фундамент из базовых знаний, который помогает при изучении новых трюков, осталось только найти инвестора, который скажет «а давай сделаем вот этот сложный трюк, вот тебе денег» (смеется).

— Вы — частный гость на ТВ. К вам поступали предложения на постоянной основе вести свое авторское шоу? Есть шанс, что мы когда-нибудь его увидим?

— Я бы сказал, что шоу «Всё кроме обычного» на ТВ-3 было практически моим авторским, потому что мы очень долго вынашивали эту идею, продумывали формат и структуру, и я был там членом жюри. Но, конечно, мне хотелось бы вести полностью авторское тв-шоу, где я был бы полноценным ведущим. Сейчас мы над этим работаем, и, надеюсь, в ближайшее время сможем это осуществить.

— Совсем скоро состоится ваше выступление в Театре Эстрады. Вопросы от преданных поклонников, работающих в нашей редакции: новые фокусы будут?

— Сейчас я как раз работаю над сольными иллюзионами, несколько новых трюков будет точно. Жду вас всех в Театре Эстрады и надеюсь, вам понравятся мои новые трюки!

Беседовала Екатерина Соловей

 

Иллюзионное шоу Александра Муратаева состоится 13 августа в Театре Эстрады. Начало в 19.00.