10 российских фильмов-лауреатов престижных международных наград
«Летят журавли»

Не Каннами едиными — советский и российский кинематограф отмечен наградами на многих международных смотрах. Time Out рассказывает, какие картины на русском языке за рубежом котируются не менее высоко, чем на родине.

«Летят журавли» Михаила Калатозова (1957)

Награды: «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля

Темы: Великая Отечественная война, антимилитаризм, любовная история

Новаторский фильм о любви, долге и горькой цене Победы в СССР в свое время был признан «идеологически неправильным» и раскритикован лично генсеком Никитой Хрущевым. Что, однако, не помешало ему войти в учебники и вдохновить целое поколение кинематографистов — как российских, так и зарубежных.

«Баллада о солдате» Григория Чухрая (1959)

Награды: премия BAFTA за лучший фильм

Темы: Великая Отечественная война, роуд-муви, любовная история

Несмотря на каннский успех фильма «Летят журавли», в России лучшей лентой о Войне многие считают именно картину Чухрая, которая рассказывает простую историю солдата, отправившегося в отпуск повидать маму. Вместо эпичных батальных сцен «Баллада о солдате» полна маленьких драм самых разных персонажей, которых герой встречал по пути и объединенных общей трагедией войны, – и именно этим она, наверное, завоевала признание зрителей по всему миру.

«Иваново детство» Андрея Тарковского (1962)

Награды: «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля

Темы: Великая Отечественная война, разведчики, история взросления

Первый же полнометражный фильм Андрея Тарковского принес ему мировое признание. А ведь изначально рассказ о двенадцатилетнем разведчике Иване (пронзительный дебют Николая Бурляева) собирался ставить совсем другой режиссер. К счастью, история не терпит сослагательного наклонения, и «Иваново детство» теперь считается одним из самых убедительных портретов ребенка, травмированного войной.

«Война и мир» Сергея Бондарчука (1965-1967)

Награды: премии «Оскар» и «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке

Темы: Наполеоновские войны, Российская империя, светская жизнь, любовная история

Киноэпопея Сергея Бондарчука по знаменитому роману Льва Толстого стала первым художественным фильмом, получившим престижную премию Американской киноакадемии. Создание столь грандиозной картины заняло целых 6 лет, однако более чем окупило себя: многосерийная лента не только привлекла 135 миллионов советских зрителей к экранам, но и внесла неоценимый вклад в совершенствование батальных съемок в кино.

«Восхождение» Ларисы Шепитько (1976)

Награды: «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля

Темы: Великая Отечественная война, партизанское движение, религиозная притча

Экранизацию повести Василя Быкова о двух белорусских партизанах, во время ВОВ попавших в руки немецких полицаев, сценарист Юрий Клепиков описывал как «обжигающе философскую притчу, которая сталкивала высокое духовное начало человека с его понятным стремлением сохранить тело как вместилище духа». Неудивительно, что картина чуть не оказалась под запретом контролирующих органов, заподозривших создателей в религиозной пропаганде, и вышла в прокат исключительно по ходатайству первого секретаря компартии Белоруссии, которого фильм пробрал до глубины души.

«Тема» Глеба Панфилова (1979)

Награды: «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля

Темы: диссидентство, эмиграция, советское кино морального беспокойства

Снятая по заказу властей «Тема», чья цель была разоблачить антисоветские настроения в СССР, по иронии судьбы оказалась «на полке» именно в связи с затронутым в ней конфликтом человека в лице исписавшегося драматурга и навязываемой сверху идеологии. Не помогли даже многочисленные положительные концовки, которые режиссер Глеб Панфилов доснял в надежде спасти свое детище: фильм вышел в международный прокат лишь во время перестройки и получил главный приз Берлинского кинофестиваля.

«Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1979)

Награды: премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке

Темы: советский рабочий класс, любовная история, семейные отношения

Картина Владимира Меньшова, рассказывающая о непростой судьбе провинциалки Кати (Вера Алентова), приехавшей покорять Москву, поначалу была принята прохладно кинематографическим руководством СССР. Все изменил беспрецедентный успех фильма в советском прокате (90 млн. человек и второй результат за всю историю), а также победа на церемонии «Оскар» в 1981 году. С тех пор «Москва слезам не верит» носит звание главной мелодрамы отечественного кино.

«Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1994)

Награды: премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке; гран-при жюри Каннского кинофестиваля

Темы: советская история, сталинизм, репрессии

Эпическую ленту Никиты Михалкова об истории одной привилегированной советской семьи незадолго до начала Большого террора много сравнивали с «Унесенными ветром» – и там, и там судьба персонажей рассказана на фоне трагических эпизодов из жизни страны. Видимо, это и впечатлило больше всего американских академиков, наградивших создателей фильма «Оскаром» в иностранной категории.

«Возвращение» Андрея Звягинцева (2003)

Награды: «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля

Темы: религиозная притча, новое российское кино

До своего дебюта в кино Андрей Звягинцев подрабатывал дворником, снимал рекламу и засматривал до дыр ретроспективы Антониони и Бергмана в московском Музее кино. Все поменялось после выхода «Возвращения» – притчи о блудном отце, которую критики активно сравнивали с Тарковским. Как и его тезка, Звягинцев с первой попытки стал победителем престижного Венецианского кинофестиваля и до сих пор является самым узнаваемым современным российским режиссером за рубежом.

«Фауст» Александра Сокурова (2011)

Награды: «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля

Темы: классика мировой литературы, природа власти, любовная история

Своей экранизацией бессмертной трагедии Гете один из лучших российских режиссеров Александр Сокуров завершил так называемую тетралогию власти, в которую вошли не менее выдающиеся «Молох» (приз за лучший сценарий в Каннах), «Телец» (Государственная премия РФ) и «Солнце» (конкурс Берлинале). Финальный «Фауст» оказался самым титулованным из них: за свою изысканную ленту Сокуров получил долгожданного «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.